Виктора Мурзина в Раздорах знают все. Говорят, имя – это судьба. Что-то в этом есть: по-видимому, название хутора Раздоры (ранее имевшего статус станицы — Раздорской) связано с какими-то конфликтами в давней его истории.
Были они и в новой: в середине 90-х годов прошлого века, в разгар «реформирования» сельского хозяйства, хутор сотрясали конфликты. Со временем все устаканилось. Виктор Иванович Мурзин считает: в значительной степени благодаря бывшему главе администрации района Николаю Петровичу Семисотову: он умел примирять конфликтующие стороны. Кстати, благодаря ему же михайловские фермеры считались самыми дружными: сумел сплотить их в сообщество, объединенное общими интересами.
Добавим: по отзывам людей, мир в Раздорах воцарился и поддерживался в значительной мере благодаря Виктору Ивановичу Мурзину, много лет работавшему главой Раздорского сельского поселения.
Виктор Мурзин:
-Нормальных людей объединяют общие интересы и понимание, что мы здесь живем, и никто, кроме нас, не сделает нашу жизнь лучше.
В 80-е годы он был председателем Раздорского сельсовета. В совсем другой, подчеркивает, стране – в другой реальности.
— В 92- году, — рассказывает, — полгода поработал директором совхоза. Выбрали. Я дал согласие при условии, что мы проведем реорганизацию: переведем растениеводческое, гидромелиоративное и животноводческое подразделения на внутрихозяйственный хозрасчет. В ситуации, когда все шло вразнос, это, на мой взгляд, могло уберечь хозяйство от развала. Мы подготовили договора. Тогда решения принимались «демократическим» путем: голосованием на общем собрании. Люди проголосовали против. Я ушел в созданное отцом фермерское хозяйство…
В 2000-м его выбрали главой Раздорского сельского поселения. И потом еще три раза выбирали. !7 лет в этой должности проработал.
-Будучи главой администрации, я знал, что у меня есть резерв: свое хозяйство, из которого я могу взять для общественных нужд трактор, машину. И брал. Благодаря этому мы немало делали…
Всем миром
Как гласит пословица, память людская забывчива. Забудется, по чьей инициативе была сделана дамба у Лычака, благодаря которой высохший пруд наполнился водой. И чьими хлопотами была начата реставрация построенной в 2008 году церкви Рождества Христова… И парк Возрождения рядом с нею, разбитый ТОСом «Раздорский», когда о грантах на благоустройство сел еще и речи не было. В парке — памятный камень: «Казакам-станичникам (георгиевским кавалерам) от благодарных потомков».
-На этом месте, — рассказывает Виктор Иванович, — было здание казачьего атаманского управления. Разбирая его, нашли спрятанное под крышей письмо, датированное 25 декабря 1918 года: «Дорогой Марк Иванович…» Подписано: Скоморохов. Писал из Армавира, отступая с белыми… Порывшись в архивах, установили: Марк Иванович – станичный ветврач. Скоморохов – преподаватель церковно-приходской школы. Один его сын воевал у белых, второй у красных. Ксерокопии этого письма – весточки из прошлого — сейчас хранятся у многих хуторян…
Родник
А вот всем миром обустроенный у Раздоров родник, наверное, останется мурзаевским.
-Идея возникла из легенды о семи родниках, бивших на берегу Лычака,- рассказывает Виктор Иванович. — По преданиям, поблизости были две деревянные церкви. Кстати, местный копатель, с миноискателем ищущий монеты и прочие раритеты, нашел огромный разрубленный на пять частей серебряный крест с клеймом: «Станица Раздорская. 1856 год». Мы отдали его ювелирам, чтобы восстановили. Сейчас священник нашей церкви проводит с ним службы. Говорят, от него исходит особая энергетика.
Сквозь заросли к роднику было не пробраться. Мы расчистили тропинку, выложили русло собранными на полях камнями, поставили маленькую часовню, крест, лестницу, чтобы к источнику можно было подняться. Привезли гранитный камень. Установили его. Я отошел посмотреть со стороны. Вижу: неподалеку из-под земли выглядывает камень. Попытался его извлечь: оказалось, он, огромный, уходит глубоко в землю. Возможно, его доставили сюда и установили наши предки – оставили весточку о чем-то. Мы решили его не трогать.
Из пенька высохшего дерева наш умелец Виктор Николаевич Ефимов, посоветовавшись со священником, вырезал фигуру святого Амвросия – своего рода моление о мире на земле и в душах.
Устав от житейской суеты, можно прийти сюда, присесть на скамеечку, подумать в тишине о жизни и вечности…
…Пока мы разговаривали с Виктором Ивановичем, приехали его сыновья. Заготавливали сено для пайщиков и рабочих.
Андрей Мурзин (отец передал ему полномочия главы КФХ)
Со школьной скамьи и все студенческие каникулы работал на тракторе, на комбайне. Закончив мехфак сельхоза, вернулся в Раздоры.
-А ваши однокурсники как устроились?
-По-разному. Большинство в городе остались: кто-то работает на заводе Петрова, кто-то в полиции… В село процентов 10 вернулись.
Евгений Мурзин
Закончил мехфак. Зарегистрировал свое КФХ. Техника, севооборот остаются общими. А дальше, если братья захотят пойти каждый своим путем, — нет проблем и повода для конфликтов. В чьей-то тени человек, как и дерево, плохо растет. Чтобы раскрылись его возможности, он должен быть самостоятельным и лично ответственным за свое дело. Так в свое время решил, поделив свое хозяйство между братьями, их дед Иван Никанорович Мурзин. Так решил их отец…
Александр Мурзин , глава КФХ
На его базе порядок – образцово-показательный. «Нива» смотрится, как новая.
-Выпуска 2007 года, — уточнил Александр Иванович. — Я ее уже не новую брал.
Видно: в хороших она руках.
-400 га земли не маловато для вас?
-Можно бы больше, но вся земля поделена. Да мне хватает. В этом году у меня озимая пшеница, подсолнечник и пары. Озимка неплохая.
-Урожайность прикидывали?
-В бункере комбайна прикинем…
О великий старче и угодниче Божий…. Ниспосли Отечеству нашему от Великодержавного Бога мир, тишину и благоденствие (у фигуры святого Амвросия).