«Теперь тебя посадят. А ты не воруй!» – такое «доброе» напутствие адресовал своему зятю один из героев кинофильма «Берегись автомобиля!», которого сыграл гениальный Анатолий Папанов. Фильм, напомним, о благородном воре, который отнимал автомобили у богатых и отдавал деньги от их продажи бедным. Сегодня в подобной роли, похоже, выступает Контрольно-счетная палата области. На состоявшейся в понедельник коллегии Контрольно-счетной палаты Волгоградской области разоблачили руководство НЭТа.
Благотворительность вне закона
Первым камнем преткновения между КСП и Новым экспериментальным театром стали пригласительные билеты, которые театр раздает общественным организациям.
– Казалось бы, 66 билетов на спектакль – немного, – пояснил аудитор КСП Михаил Татаринцев. – Но если умножить эту сумму на 180 спектаклей, получается уже почти 12 тыс. билетов.
Аудитор напомнил – нигде не сказано, что театр может заниматься благотворительностью. С каждого зрителя он должен получить как минимум 300 руб. К тому же отсюда – недостача в посещаемости. По данным КСП, не учитывающим пригласительные, она снизилась до 78%. По данным НЭТа, где на учете и заплативший за VIР-ложу «богатей», и приглашенный ветеран – составила 90%. А это больше, чем предусмотрено госзаданием (80%).
Недоумение по поводу этого противостояния высказал присутствующий на заседании коллегии президент ВолгГТУ, академик РАН Иван Новаков, который явно взял на себя роль защитника театра.
– Я как почетный гражданин области тоже не раз получал пригласительные билеты на спектакли НЭТа, – заметил он. – И не только я один (насколько известно ИНТЕРу, по бесплатным билетам посещали премьеры и депутаты облдумы, и высокие чиновники обладминистрации, нисколько не возмущаясь при этом сложившейся практикой). Длилось это на протяжении всей истории театра, то есть почти 30 лет. Почему же сейчас стало нарушением?
Михаил Татаринцев объяснил – КСП постоянно доносило эту информацию до региональных властей. Однако те снисходительно относились к сложившемуся в театре положению дел. Иными словами, активная кампания против театра и его руководителя развернута с благословения прорвавшихся в облдуму новых депутатов?
Законопослушный платит дважды?
Второе нарушение, отмеченное КСП, – стоимость VIР-лож не включена театром в бизнес-план. Замхудрука театра по экономической части Ангелина Шершень пояснила: эти 12 мест стоимостью 1,5 тыс. руб. каждое, где зрителей всячески «облизывают», пользуются спросом нерегулярно. Поэтому и планировать их продажу заранее очень сложно.
Следующая претензия КСП – чрезмерно завышенные доходы руководителя НЭТа и нескольких актеров театра.
Ангелина Шершень с аудиторами не согласилась.
– Именно постановки Отара Джангишерашвили и участие в них ведущих актеров обеспечивают театру сбор, – заявила она. – На них идет зритель, за их выступление он готов платить. Особенно в нынешней экономической ситуации, когда перед людьми встает выбор – купить хлебушка или билеты в театр. Не будет этих актеров – не будет и сборов, не будет и театра.
При этом, по словам Шершень, вознаграждение за каждую театральную постановку и каждый спектакль худрук и главный режиссер НЭТа получает по минимуму – 10% от валового сбора. Не будет сборов – не будет и вознаграждения. И не факт, что по итогам года он получит указанные в договоре 4,5 млн. руб.
Вступивший в «игру» аудитор Виктор Подгайнов пояснил – руководитель театра вообще не имеет право на получение авторского вознаграждения. На что юрист НЭТа Анна Бакина напомнила поговорку о двух юристах и трех мнениях, а также о том, что в таких случаях точку в споре ставит суд, а отнюдь не КСП.
На долю Бакиной выпало отбиваться от обвинений в том, что НЭТ потратил выделенные на капитальный ремонт деньги на текущий ремонт. В том, что театр предпочитает сотрудничать с одними и теми же поставщиками и подрядчиками.
– Однажды мы привлекли подрядчика, предложившего свои услуги за более низкую плату, – поделилась она. – Завершилось это тем, что на руководителя этой фирмы завели уголовное дело, а работы остались незавершенными и нам пришлось доделывать их за свой счет.
Для НЭТа другого режиссера нет
Но больше всего аудиторов возмутил, кажется, тот факт, что на сцене НЭТа – исключительно постановки Отара Джангишерашвили.
– Неужели в Волгограде нет других режиссеров, – недоумевал Виктор Подгайнов.
– У нас – авторский театр, – парировала Ангелина Шершень.
Дело, однако, в том, что в Волгограде и впрямь не густо с режиссерами. В каждом из театров их раз, два – и обчелся. И хорошо, если два. У каждого – свой стиль, свой авторский почерк. И вряд ли на сцене НЭТа приживется постановка режиссера из Театра кукол, ТЮЗа или Казачьего театра. У каждого из них – свой зритель, и в НЭТ идут именно на Джангишерашвили.
Обсуждение на заседании коллегии было жарким. Но в конце концов прозвучало – большинство претензий к руководству НЭТа должно быть переадресовано учредителю театра – областному комитету культуры. Правда, не нынешнему, а прежнему. Которое допустило беспорядки в учреждениях культуры Волгограда. Так что если дело дойдет до уголовного преследования виновного в нарушениях, как припугнул Виктор Подгайнов, еще неизвестно, кого теперь посадят – то ли руководителя НЭТа Отара Джангишерашвили, то ли экс-руководителя облкомитета культуры Виктора Гепфнера.
Есть, впрочем, и третий вариант – если дело с посадками затянется, успеет смениться состав облдумы. И, возможно, противоречия, не подпитываемые чьими-то властными амбициями, растворятся сами собой.
А то, что властные амбиции в нынешних разборках с волгоградскими деятелями культуры имеют место, подтвердил недавний ответ СУ СКР по Волгоградской области городским властям. Те попытались подвести под уголовное преследование непокорного экс-ректора Волгоградской консерватории Викторию Давыдову. Однако следствие, проведя тщательную проверку, не нашло для этого оснований.
Мнение Отара Джангишерашвили по поводу того, что происходит сегодня вокруг НЭТа, читайте здесь.