НЭТ судится с КСП

«Теперь тебя посадят. А ты не воруй!» – такое «доброе» напутствие адресовал своему зятю один из героев кинофильма «Берегись автомобиля!», которого сыграл гениальный Анатолий Папанов. Фильм, напомним, о благородном воре, который отнимал автомобили у богатых и отдавал деньги от их продажи бедным. Сегодня в подобной роли, похоже, выступает Контрольно-счетная палата области. На состоявшейся в понедельник коллегии Контрольно-счетной палаты Волгоградской области разоблачили руководство НЭТа.

Благотворительность вне закона

Первым камнем преткновения между КСП и Новым экспериментальным театром стали пригласительные билеты, которые театр раздает общественным организациям.

– Казалось бы, 66 билетов на спектакль – немного, – пояснил аудитор КСП Михаил Татаринцев. – Но если умножить эту сумму на 180 спектаклей, получается уже почти 12 тыс. билетов.

Аудитор напомнил – нигде не сказано, что театр может заниматься благотворительностью. С каждого зрителя он должен получить как минимум 300 руб. К тому же отсюда – недостача в посещаемости. По данным КСП, не учитывающим пригласительные, она снизилась до 78%. По данным НЭТа, где на учете и заплативший за VIР-ложу «богатей», и приглашенный ветеран – составила 90%. А это больше, чем предусмотрено госзаданием (80%).

Недоумение по поводу этого противостояния высказал присутствующий на заседании коллегии президент ВолгГТУ, академик РАН Иван Новаков, который явно взял на себя роль защитника театра.

– Я как почетный гражданин области тоже не раз получал пригласительные билеты на спектакли НЭТа, – заметил он. – И не только я один (насколько известно ИНТЕРу, по бесплатным билетам посещали премьеры и депутаты облдумы, и высокие чиновники обладминистрации, нисколько не возмущаясь при этом сложившейся практикой). Длилось это на протяжении всей истории театра, то есть почти 30 лет. Почему же сейчас стало нарушением?

Михаил Татаринцев объяснил – КСП постоянно доносило эту информацию до региональных властей. Однако те снисходительно относились к сложившемуся в театре положению дел. Иными словами, активная кампания против театра и его руководителя развернута с благословения прорвавшихся в облдуму новых депутатов?

Законопослушный платит дважды?

Второе нарушение, отмеченное КСП, – стоимость VIР-лож не включена театром в бизнес-план. Замхудрука театра по экономической части Ангелина Шершень пояснила: эти 12 мест стоимостью 1,5 тыс. руб. каждое, где зрителей всячески «облизывают», пользуются спросом нерегулярно. Поэтому и планировать их продажу заранее очень сложно.

Следующая претензия КСП – чрезмерно завышенные доходы руководителя НЭТа и нескольких актеров театра.

Ангелина Шершень с аудиторами не согласилась.

– Именно постановки Отара Джангишерашвили и участие в них ведущих актеров обеспечивают театру сбор, – заявила она. – На них идет зритель, за их выступление он готов платить. Особенно в нынешней экономической ситуации, когда перед людьми встает выбор – купить хлебушка или билеты в театр. Не будет этих актеров – не будет и сборов, не будет и театра.

При этом, по словам Шершень, вознаграждение за каждую театральную постановку и каждый спектакль худрук и главный режиссер НЭТа получает по минимуму – 10% от валового сбора. Не будет сборов – не будет и вознаграждения. И не факт, что по итогам года он получит указанные в договоре 4,5 млн. руб.

Вступивший в «игру» аудитор Виктор Подгайнов пояснил – руководитель театра вообще не имеет право на получение авторского вознаграждения. На что юрист НЭТа Анна Бакина напомнила поговорку о двух юристах и трех мнениях, а также о том, что в таких случаях точку в споре ставит суд, а отнюдь не КСП.

На долю Бакиной выпало отбиваться от обвинений в том, что НЭТ потратил выделенные на капитальный ремонт деньги на текущий ремонт. В том, что театр предпочитает сотрудничать с одними и теми же поставщиками и подрядчиками.

– Однажды мы привлекли подрядчика, предложившего свои услуги за более низкую плату, – поделилась она. – Завершилось это тем, что на руководителя этой фирмы завели уголовное дело, а работы остались незавершенными и нам пришлось доделывать их за свой счет.

Для НЭТа другого режиссера нет

Но больше всего аудиторов возмутил, кажется, тот факт, что на сцене НЭТа – исключительно постановки Отара Джангишерашвили.

– Неужели в Волгограде нет других режиссеров, – недоумевал Виктор Подгайнов.

– У нас – авторский театр, – парировала Ангелина Шершень.

Дело, однако, в том, что в Волгограде и впрямь не густо с режиссерами. В каждом из театров их раз, два – и обчелся. И хорошо, если два. У каждого – свой стиль, свой авторский почерк. И вряд ли на сцене НЭТа приживется постановка режиссера из Театра кукол, ТЮЗа или Казачьего театра. У каждого из них – свой зритель, и в НЭТ идут именно на Джангишерашвили.

Обсуждение на заседании коллегии было жарким. Но в конце концов прозвучало – большинство претензий к руководству НЭТа должно быть переадресовано учредителю театра – областному комитету культуры. Правда, не нынешнему, а прежнему. Которое допустило беспорядки в учреждениях культуры Волгограда. Так что если дело дойдет до уголовного преследования виновного в нарушениях, как припугнул Виктор Подгайнов, еще неизвестно, кого теперь посадят – то ли руководителя НЭТа Отара Джангишерашвили, то ли экс-руководителя облкомитета культуры Виктора Гепфнера.

Есть, впрочем, и третий вариант – если дело с посадками затянется, успеет смениться состав облдумы. И, возможно, противоречия, не подпитываемые чьими-то властными амбициями, растворятся сами собой.

А то, что властные амбиции в нынешних разборках с волгоградскими деятелями культуры имеют место, подтвердил недавний ответ СУ СКР по Волгоградской области городским властям. Те попытались подвести под уголовное преследование непокорного экс-ректора Волгоградской консерватории Викторию Давыдову. Однако следствие, проведя тщательную проверку, не нашло для этого оснований.

Мнение Отара Джангишерашвили по поводу того, что происходит сегодня вокруг НЭТа, читайте здесь.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here