Граждане без гражданства — тема больная.  Через четверть века после развала СССР по бескрайним просторам России скитаются безвестные бывшие его граждане. Из документов, удостоверяющих личность у них лишь «краснокожая паспортина» и статус бесхозного человека. Прежней родины давно нет, новая — не принимает.

60-летняя Наталья Семеновна и 63-летний Николай Семенович уже больше года находятся в региональном Центре временного содержания иностранных граждан. Находятся они там на основании судебного решения о принудительным административном выдворении за пределы России.

Граждане без гражданства

Условия пребывания в Центре, безусловно, не санаторные. По большому счету вся вина пенсионеров заключается в том, что не повезло им родиться в Таджикской ССР. После развала Союза в постперестроечном безвременье они перебрались в Волгоградскую область. Обжились, обзавелись хозяйством. Однако, нарушив порядок пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания, попали в правовой капкан. Прожив два десятка лет в Руднянском районе, судом были квалифицированы как нелегалы, и в начале прошлого года оказались лишенными свободы по административной статье.

В такой же ситуации, и в таком же месте оказался и другой советский пенсионер, бывший житель Узбекистана, Виктор Васильевич Ш., долгое время проживавший в Дубовском районе, а теперь став постояльцем камерного помещения того же временного Центра. Его судьба достаточно похожа, расходятся лишь детали.

Надо сказать, что эти люди пытались решить вопрос своего законного пребывания на территории России, но их попытки оставались тщетными. Например, Виктор Васильевич неоднократно писал в консульскую службу Республики Узбекистан заявления на получение нужных справок, чтобы начать процедуру вступления в российское гражданство, но необходимых бумаг так и не дождался.

Из ниоткуда в никуда

Трагизм ситуации для этих людей заключается в том, что у них нет правовых возможностей вернуться к нормальной жизни. Бывшие союзные республики их за своих граждан не считают и принимать не собираются, да и возвращаться в никуда желания у этих людей нет. А в России они теперь под многолетним вето.

По закону после судебного выдворения в течении пяти лет выдворяемый не может на законных основаниях въехать в Россию. Во временном Центре таких сидельцев держат не более двух лет, затем выпускают. Исполнение судебного решение, можно сказать, замораживается, но дамоклав меч продолжает висеть. Идти им некуда и жить спокойно невозможно, ведь они «никто». Как существовать, где работать, лечиться? Получается, по факту есть человек, официально нет – вот такие виртуальные субъекты. Только за 2015-2016 годы из Волгоградского Временного Центра их вышло 9 человек. А если подсчитать по всей России?

 

Комментарий специалиста:

Пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области  Юрий Корзеев:

«Действительно, в действующем законодательстве отсутствует регулирование правового положения лиц, которые находятся нелегально на территории РФ, но решения о депортации которых не могут быть выполнены в силу сложившихся обстоятельств. В результате люди содержатся в специальном учреждении длительные сроки, что принимает характер лишения свободы как меры наказания, а ни как меры обеспечения исполнения решения о депортации. Освободившись, они также продолжают оставаться на нелегальном положении без возможности трудоустройства и минимальных социальных гарантий, под угрозой очередного решения о депортации и помещения в специальное учреждение, что не способствует их законопослушному поведению. Они попросту превращаются в маргиналов. Но ведь это живые люди, каждый со своей судьбой, жизненными планами, родственными связями. Как же от них можно отмахнуться?

В связи с этим волгоградским Уполномоченным по правам человека  в правительство РФ направлено предложение рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона, исключающего возможность постоянного нахождения на нелегальном положении лиц, в отношении которых было принято и по объективным причинам не исполнено решение о депортации.»

Задать вопрос Уполномоченному по правам человека

Чиновники решили отобрать паспорт у 34-летней волгоградки

 

 

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here