О ситуации, складывающейся на похоронном рынке Волжского, ИНТЕР писал неоднократно. Так, этому были посвящены публикации «Не спешите вы их хоронить» (№ 4, 4 февраля 2016 г.), «Похоронный протест» (№ 7, 25 февраля 2016 г.), «Морг приказал долго жить» (№ 12, 31 марта 2016 г.), интервью с руководителем УФАС по региону Романом Лучниковым (№ 13, 7 апреля 2016 г.), «Покойник как статья дохода» (№ 20, 26 мая 2016 г.). И, судя по тому, как складывается ситуация, этим дело не ограничится.
К сожалению, власти никак не реагируют на наши публикации, из чего можно сделать вывод, что они считают ситуацию нормальной. А вот жители продолжают бить тревогу. В редакцию постоянно обращаются читатели, которые рассказывают, через что пришлось пройти им в процессе похорон своих родственников.
Гроб замене не подлежит
Если в Волжском до последнего времени существовали разные компании, которые занимались организацией похорон и оказанием ритуальных услуг, то в городе-герое в данной сфере ситуация другая. У нас так: говоришь «похоронное дело» — подразумеваешь «Память», говоришь «Память» подразумеваешь «похоронное дело». Идет ли это на пользу гражданам? Те истории, с которыми обратились в редакцию издания читатели, свидетельствуют об обратном.
Вот что рассказали нам жители самого южного района Волгограда — Красноармейского — Алексей Клячко и его подруга Валерия.
— Алексей попросил меня помочь организовать похороны по гарантированному перечню, — начинает рассказ Валерия. — Дело в том, что годом ранее я так хоронила свою бабушку. Мне о существовании такой возможности рассказал друг — юрист, проживающий в другом городе. Но и тогда мне удалось осуществить похороны с боем.
— Вообще, мне очень не понравилась бесцеремонность, с какой все делалось, — вступает в разговор Алексей. — Я дал Валерии доверенность, что она представляет мои интересы, но работники службы «Память» упорно названивали мне на сотовый и все вопросы пытались решать исключительно со мной.
Чего же добивались наши читатели? Дело в том, что в Федеральном законе о погребении и похоронном деле № 8-ФЗ имеется ст. 9 «Гарантированный перечень услуг по погребению», где содержится перечень услуг, которые оказываются всем, подчеркнем, всем россиянам на безвозмездной основе.
Здесь немаловажно будет напомнить, что одна из организаций, действующих под брендом «Память», имеет статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Волгограда. Именно такие организации, в соответствии со ст. 25 вышеуказанного закона, занимаются захоронением граждан на территории того или иного муниципального образования по гарантированному перечню. ООО «СП «Память» получила статус специализированной организации по результатам открытого конкурса, который был проведен в 2006 году (Постановление администрации Волгограда № 199 от 02.02. 2006).
— Нам пытались навязать услуги, которые нам совсем не нужны, — продолжает рассказ Алексей Клячко. — Пытались продать более дорогой гроб, заставить оплачивать более дорогой катафалк. В итоге мой отец умер 1 июня, а похороны назначили на 4 число, потому что в «Памяти» по гарантированному перечню работает одна машина на несколько районов.
А что это была за машина! Алексей говорит, что им предоставили старую «Газель», в которой посадочные места имелись только для работников, а близкие родственники, по-видимому, должны добираться до кладбища самостоятельно.
Однако это был не самый вопиющий момент тех похорон. Дело в том, что Алексей купил другой гроб, в другой фирме и хотел туда переложить тело отца. Но ему не позволили это сделать. Дело дошло до вызова полиции, но и те не смогли повлиять на ситуацию, лишь зафиксировали, что сам факт имел место быть.
— В возбуждении уголовного дела по последнему факту мне в полиции отказали, так как нет состава преступления, — завершает свой печальный рассказ Алексей. — Но я намерен требовать компенсации нанесенного мне морального вреда в рамках гражданского процесса.
Стоит обратить внимание на те разъяснения, которые предоставил юрисконсульт ООО «СП «Память» по данному факту во время проверки, организованной сотрудниками полиции. По его словам, в просьбе захоронить отца Клячко в другом гробу было отказано «на основании решения Волгоградской городской думы от 15.07. 2009 г. № 22/625 «Об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению и требований к их качеству». Не очень понятно, какое отношение имеет постановление Думы к гробу, который человек приобрел за свой счет, но Алексею Клячко было предложено довольствоваться именно таким объяснением.
Не менее занимателен ответ и касательно автомобиля, предоставленного для перевозки покойного. Вот какая информация содержится в ответе из комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды за подписью председателя В. Ю. Земцова на обращение Алексея Клячко: «Не предусмотрено предоставление специализированной службой по вопросам похоронного дела безвозмездно для перевозки родственников покойного специального автотрансорта…» На это хочется заметить, что предоставление автомобиля совсем без посадочных мест для родственников — это получается «специализированный транспорт для похорон»?
— А еще, чтобы оформить гарантированный перечень, нам пришлось ехать в офис «Памяти» в Дзержинском районе, — завершает разговор Алексей. — У нас в Красноармейском раньше просто не было информации об этом. В целом хочу сказать: чтобы похоронить родственника по гарантированному государством перечню, человеку надо пройти все круги ада.
Участок в собственности
Со своей историей пришел в ИНТЕР и житель Советского района областного центра Александр Козлов.
— В 2001 году мы захоронили на сельском Ельшанском кладбище маму моей супруги Анну Васильевну Демченко, — вспоминает Александр Иванович. — В 2005 году, во время одного из визитов на место ее упокоения, к нам подошли работники кладбища и сообщили, что площадь занимаемого нашей могилой участка превышает нормы выделения земли на одно захоронение. Сказали, что это необходимо узаконить, предложили приватизировать участок и организовать там, так называемый, семейный склеп.
Александр Козлов с супругой последовали совету, заплатили за приватизацию участка около 1600 руб. и получили на руки удостоверение на семейно-родовое захоронение.
В декабре 2014 года скончался отец супруги Алексея Козлова — Владимир Николаевич Демченко.
— В итоге только за работы на кладбище по его захоронению мы заплатили почти 16 тыс. руб., — отмечает Александр Козлов. — С учетом того, что у нас приватизирован участок и оформлено семейное захоронение, мы рассчитывали на другие суммы.
Козловы стали выяснять, в чем дело. Агент, у которого они оформляли похороны, сказал им, что удостоверение без договора не имеет силы. А когда они поинтересовались, почему же им тогда не выдали договор, то услышали ответ, что договора РУ ООО «Память» выдает только с 2010 года. Дальнейшие выяснения и попытки добиться правды ни к чему не привели, все вертелось по тому же замкнутому кругу.
Ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ «Гарантированный перечень услуг по погребению»:
«Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления».
Комментарий в тему
Дмитрий Крылов, депутат Волгоградской городской думы:
— В мой адрес постоянно поступают обращения граждан, которые просят помощи в реализации их законных прав по захоронению усопших родственников. Люди возмущены вполне обоснованно, так как все кладбища на сегодняшний день являются общественными, и никакая продажа земли или так называемая приватизация на них не предусмотрена. А место захоронения, как и могила, должны предоставляться на безвозмездной основе.
Сотрудники «Памяти» умышленно вводят в заблуждение лиц, взявших на себя ответственность за погребение усопших, пытаясь внушить, что гарантированный перечень, о котором многие наслышаны, предоставляется только малоимущим и усопшим, не имеющим родственников. На самом деле это ложь и мошенничество, которые почему-то долгое время остаются без внимания надзорных органов. А именно они, согласно Указу Президента РФ, обязаны надзирать за соблюдением Федерального закона № 8 о погребении и похоронном деле.
Именно в этом законе, а также в законе Волгоградской области и решении Волгоградской городской думы о гарантированном перечне предусмотрен безвозмездный перечень услуг для проводов в последний путь каждого гражданина РФ. Компенсации за подобные услуги выплачиваются ритуальным компаниям из ПФ и Фонда соцстрахования.
Мало того, в Правилах организации похорон и содержании муниципальных кладбищ в Волгограде от 4.07. 2007 года, а именно в пунктах 3.5.6 и 3.5.8 четко указано, что место захоронения и дата погребения усопшего производится с учетом вероисповедания умершего человека, исполнения его волеизъявления или волеизъявления родственников покойного, а не тогда, когда захочет или посчитает нужным «Память».