Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием, за что и попала в книгу рекордов Гиннеса.

Строительство монумента началось в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием, за что и попала в книгу рекордов Гиннеса. Силуэт статуи как самая значимая часть города-героя нашел свое место и на главных символах Волгоградской области –  флаге и гербе, а по итогам прошедшего в 2008 году конкурса «Родина-мать» стала одним из семи чудес России. Считается, что у главной скульптуры России — Родины-матери, что на Мамаевом кургане, несколько прототипов — неизвестная натурщица Московского худфонда, спортсменка-дискоболка Нина Думбадзе, жена знаменитого скульптора Вера Вучетич… Также существует мнение, что статуя была смоделирована наподобие фигуры «марсельезы» на Триумфальной арке в Париже и что поза Родины-Матери была вдохновлена стауей Ники Самофракийской.  А между тем немногие знают, что одной из девушек, с которых лепили величественную статую, была обычная официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова. В конце 90-х – начале 2000-х Валентина Изотова была одной из самых видных общественниц Волгограда (глава благотворительного фонда «Защита вкладчиков», активный член партии «Русь»), охотно принимала у себя журналистов, которым рассказывала, как ее ваяли. По ее словам, делал это вовсе не Вучетич. Она и видела-то Евгения Викторовича лишь однажды. Он взглянул на нее пару раз и молча кивнул: «Утверждена!» А само предложение сделал и потом работал с Валей его молодой приятель из команды Вучетича — Лев Майстренко.  Группа молодых скульпторов, сталинских стипендиатов из академии им. Грекова, любила обедать в ресторане «Волгоград», где в то время работала официанткой Валентина Изотова. Они настолько вдохновились чертами лица и линиями фигуры Изотовой как идеальными стандартами советской женщины, что больше месяца уговаривали Валю позировать им. Спустя месяц Изотова сдалась: все-таки гонорар — три рубля в день, для студентки-заочницы большие деньги.

Красавицу-официантку Валентину Изотову долго уговаривали позировать для главной статуи России.
Красавицу-официантку Валентину Изотову долго уговаривали позировать для главной статуи России.

Но с двумя условиями: позировать будет не обнаженной, а в купальнике, и на каждом сеансе должен присутствовать муж. Через полгода, правда, Валюша прониклась грандиозностью замысла и уступила, обнажила грудь. А вот муж Василий по-прежнему продолжал дико ревновать красавицу-супругу.
Позировала Изотова в целом около двух лет. Непрофессиональной модели пришлось нелегко. Но стоять неподвижно часами, почти без одежды, босиком, расставив руки и крепко сжав в одной длинную рейку, оказалось еще не самым сложным. Самым сложным было, по ее словам, изображать на лице призыв, широко раскрыв рот. Этому училась долго и поначалу постоянно пела протяжно в голос звук «о».
Сперва прелести Валентины запечатлели в полуметровой глиняной статуэтке, а затем работу над «Родиной-матерью» продолжили на заводе «Газоаппарат», где Изотова позировала с раскинутыми руками уже не на деревянном вращающемся круге, а на заводских лесах. Там-то и выросла каменная фигура высотой 5 метров 20 сантиметров. На этом с хорошенькой официанткой простились, даже не пригласив на официальное открытие монумента в 1967 году. Но она никогда не обижалась. Напротив, с благодарностью вспоминала этот эпизод своей насыщенной событиями жизни, которых хватило бы на нескольких человек. Увидела главную скульптуру России Валентина Изотова, как и все, после открытия. Купила себе бронзовую статуэтку и, сравнивая, любила говорить так: «В ней много от меня — шея, изломы рук, ноги, бедра — все мое! А что образ собирательный — так это правильно, ведь Родина-мать — символ всех женщин и матерей, переживших войну!» И проезжая мимо Мамаева кургана по делам, Изотова каждый раз тихонько здоровалась, как со старой приятельницей: «Ну здравствуй, Валя! Как поживаешь?»

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here