Заниматься овощами и бахчевыми нас понудило то, что на них требуется меньше финансовых вложений. Мы прикинули: все вокруг занимаются зерновыми, масличными, а чем еще можно заниматься на небольшой площади? Решили: тем, чем у нас практически никто не занимается, – овощами и бахчевыми.
Школой передового опыта стали кубанские плантации
Начал я с того, что в 2010 году поехал в Темрюкский район Краснодарского края — в хозяйство, в котором на 100 га выращивается практически весь спектр овощных и бахчевых культур. Хозяева — муж и жена Ерохины — люди открытые, охотно делятся своим богатейшим опытом. Устроился рабочим, чтобы не просто все увидеть своими глазами – все технологические операции проделать своими руками, прочувствовать смысл и нюансы каждой.
Это была богатейшая школа передового опыта. Тяжелая — работать приходилось от зари до зари. Но без нее у меня ничего не получилось бы. Каждому, кто берется за какое-то дело, советую начинать с этого. И молодым специалистам я порекомендовал бы пройти такую школу. Им, кроме прочего, очень полезно побывать в шкуре рабочего: ощутить на себе взмокшую от пота рубашку, присесть с работавшими рядом на перекур. Особенно если они рассчитывают стать руководителями: надо не только технологии – людей знать и понимать…

Наша продукция – экологически абсолютно чистая
На десяти гектарах мы стали выращивать овощи – почти весь спектр. В этом году от лука, моркови и свеклы ушли, оставив только на собственные нужды, потому что на их выращивании без гербицидов. Мы работаем без них. И даже без удобрений, потому что изначально делали ставку на производство экологически чистой продукции. Плоды вырастают, может быть, не такие большие, как выращенные на удобрениях, иные, может, кривоватые, зато абсолютно чистые. Этим мы и выигрываем.
Овощи выращиваем в открытом грунте. В нашей области овощеводы делают акцент на ранних овощах. Я – на поздних, которые созревают, когда люди начинают делать заготовки овощей и солений на зиму. И мы в бочках солим огурцы, помидоры, капусту. Все расходится на местном рынке. Иногда приглашают на ярмарки в Волгоград. Сеяли сладкую кукурузу сорта Бондюэль. Не пошла у нас. На море за 100 рублей початок хватают, а у нас за 10 рублей не берут.
Семена овощных покупали в одной из волгоградских компаний. Потом отказались от них. Видимо, у их производителей из-за нарушения технологии происходит переопыление, которое приводит к пересортице. Берешь один сорт, а всходят разные – с разными сроками созревания. Поэтому сейчас семена овощей покупаем в Воронежской и Липецкой областях. В Волгоградской, которая когда-то была всесоюзным огородом, своя селекционная школа утрачена.
Бахчевых у нас 9 га. Из них 3-4 га – ранних и ультраранних. Начинаем собирать 10 июля. Потом идут сорта с более поздним сроком созревания. Вопреки общепринятому мнению, что для бахчевых нужны песчаные почвы, они прекрасно чувствуют себя и на черноземе, и на глине. А вот купить качественные семена – тоже проблема. Быковская бахчевая селекционная станция, считавшаяся одной из лучших в Советском Союзе, оставшись без государственной поддержки, говорят, влачит жалкое существование, поэтому нормальное качество семян не может гарантировать. Приходится приобретать семена в Астраханской области.
Орошение у нас – капельное. Скважину пробурили, поставили насосную станцию, работающую на бензине. В нашей области в продаже три капельные системы – волгоградская, итальянская и израильская. Разница в цене небольшая. А в качестве – огромная. Поэтому приобретаем израильскую. В этом году испытали капельное орошение на картофеле.

В сезон даже не день — час год кормит
Техникой понемногу прирастаем. К белорусскому малогабаритному трактору приобрели шлейф приспособлений. Нет на какую-то операцию соответствующего механизма – голь на выдумку хитра – включаем мозги: делаем чертежи и сами изготавливаем из подручного материала. Например, руками гектары пленки не уложишь – сконструировали пленкоукладчик. И валкообразователь сами сконструировали.
К нашей работе присматриваются: одни с одобрением – молодцы-де, другие с завистью. Однако желающих последовать нашему примеру не видно. Работа в овощеводстве – тяжелая и кропотливая: приходится кланяться каждому ростку. В сезон даже не день — час год кормит. Поэтому работаем без выходных. И в праздники, даже великие православные.

Начинаем снимать капусту, свозить с поля тыкву
В целом сезон сложился неплохо. Арбузы все реализовали, хотя конкуренция большая. Перекупщики везут к нам бахчевые из Серафимовичского, Кумылженского районов. Они на этом они имеют хороший навар. Вопрос в том, что имеют со своего урожая фермеры. Пока правила игры на рынке сельскохозяйственной продукции диктуют всякого рода посредники, большая часть их прибыли будет уходить им. Все говорят о том, что государство должно поддерживать сельхозтоваропроизводителей. Должно. Но, думаю, финансовая поддержка могла бы быть меньше, если бы прибыль, которую могли иметь сельхозтоваропроизводители, не уходила перекупщикам. У нас пока нет проблем с реализацией – наше население знает нашу продукцию. Но, когда подрастем (мы на это надеемся), могут возникнуть.
Убрали урожай – занимаемся квашением капусты, засаливаем помидоры и огурцы. Зимой продаем на рынке. Практически все расходится в районе. Излишек иногда отправляем в соседние районы – в Урюпинск, Калач Воронежской области.
Жизнь заставляет смотреть вперед
Не каждый год получается то, что задумывали. Что зарабатываем, идет на погашение кредитов. Расплатимся, и, может быть, начнем подниматься. Жизнь заставляет смотреть вперед – думать о развитии.
У нас в области один за другим строят безумно дорогие громадные тепличные комплексы, где все импортное — оборудование, технологии, семена, даже субстрат. И называют это импортозамещением. На мой взгляд, экономически целесообразнее строить небольшие тепличные комплексы.
Есть у меня мечта: построить небольшую, гектара на два, теплицу, а потом, если найдется инвестор, и небольшой тепличный комплекс…

В 2012 году в Волгоградской области рассматривалась программа развития овощеводства закрытого грунта, в которую, кроме решения проблем реализации путем кооперации, входило строительство 500 типовых модульных тепличных комплексов (теплица, капельное орошение, отопление, бокс для рассады, охладитель для готовой продукции) отечественного производства, возводящихся за два месяца. Площадь каждой – 1 га. Стоимость (на то время) – порядка 13,5 млн. руб. Срок окупаемости – 3-5 лет. До реализации дело не дошло. Среди потенциальных инвесторов не нашлось желающих без государственных гарантий рискнуть деньгами. Может, стоит отработать элементы этой программы на пилотных проектах? КФХ Молитвина, всего лишь за четыре года сумевшее подняться на ноги, могло бы стать для него хорошей площадкой.

ТРАКТОР
На таких тракторах удобно обрабатывать небольшие площади

-Вот он, мой «железный конь», — представляет свой трактор Вячеслав Викторович. — Чтобы купить его, взял кредит. В этом году расплатился. Российского малогабаритного, который нам много лет обещали, мы так не дождались. Во Владимире, правда, выпускают минитрактор, но сырой еще – чуть ли не на выезде с завода начинает сыпаться. Обидно. Гордимся своими танками – лучшими в мире, а нормальный отечественный малогабаритный трактор не можем создать. Государство, считаю, не только перед оборонной промышленностью должно ставить задачи и выделять под их выполнение какие-то ресурсы. У нас, видимо, такой задачи не было поставлено. В результате мы вынуждены покупать импортную технику. И рабочие места, и огромные финансовые ресурсы уходят за границу…
А «Беларус» — то, что для небольших площадей надо. Сам на нем работаю…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here