Часть дружного коллектива СПК "ЗАРЯ"

Не ради прибыли – ради жизни на земле

-У нас в хозяйстве – СПК «Заря» — «семейный подряд». Тут все — родственники: четыре брата, зятья, дети, сыновья, племянники …
-Как, — спрашиваю, — убереглись от раскола? Обычно даже братья, когда сообща начинают делать бизнес, рано или поздно расходятся. Хорошо, если не врагами.
— Это когда бизнесом занимаются. А мы занимаемся сельским хозяйством. Для нас это не бизнес, а образ жизни: главное не прибыль получать, а жить на земле в мире и согласии со всеми, детей растить. Они не болтаются — с детства с нами работают. Потому людьми вырастают – честными, работящими, без завихрений в мозгах…
Добро не искать надо, а самим делать
Всю округу озаряет сиянием купол церкви будущего монастыря у пруда хутора Скворцовского. Несколько у лет назад его, высохший, было, досуха, восстановил СПК «Заря». На берегу лежит лесенка, которую в Крещенье опускают в воду – сюда даже из райцентра приезжают окунуться в освященную купель.

Монастырь у хутора Скворцовского
Монастырь у хутора Скворцовского

А на другие случаи жизни в списанном вагоне-цистерне соорудили баню. Рядом, под навесом, — длинный дощатый стол, за которым в праздники, дни рождения собираются до пятидесяти человек.
— Как можно от такой благодати куда-то уезжать? От добра, говорят, добра не ищут.
— Добро не искать, а самим творить надо, — поправил Алексей Владимирович. — Как живущий на Украине наш земляк Юрий Георгиевич Шугайкин, строящий этот монастырь. Он же и храм в Новониколаевске построил. И церковь в хуторе Двойновском восстановил…
А силами СПК «Заря» еще пять прудов в окрестностях поселения восстановили. Запустили малька.
— Сколько, — спрашиваю председателя, — средств затратили?
-Не считал. Мы не год-два – много лет восстанавливали. Не для бизнеса — для души. Сами там отдыхаем. Друзья, знакомые приезжают с удочкой посидеть…
— Когда надо что-то сделать для поселения, братья Нагорновы, дай Бог им здоровья, не отказывают: дорогу чистят, ровняют, — дополняет глава Двойновского сельского поселения Геннадий Юрин. – Не мелочатся — ни копейки не взяли. Говорят, коль мы здесь работаем, это и наше дело…

«И зятьям в сторожа наниматься не надо – всем находим работу»

Алексей Нагорнов
Алексей Нагорнов

— Семья у нас была большая: семь братьев и четыре сестры, — рассказывает Александр Владимирович. — Когда не стало отца, старший брат только из армии пришел, младшему был месяц. А мне – девять лет. Мать, Клавдия Петровна – казачка — одна нас поднимала. После армии я шесть лет работал в Заполярье. В 91-м, вернувшись, пошел в колхоз работать. Получил зарплату — 110 рублей. На такие деньги, думаю, не проживешь. Решил, взяв землю, организовать крестьянское хозяйство. И четверых братьев за собой потянул. С тех пор работаем вместе.
Начинали с 376 га. Сейчас у нас почти 2 тыс. га. Племянники повыросли, на технике они управляются. На пять старых комбайнов – «Нивы» и «Енисей» — было пять комбайнеров. Купили два «Полесья» — двух комбайнеров хватает.
— Остальных сократили?
— А куда им деваться? Не в сторожа же, бросив семьи, в Москве наниматься. Всем находим работу. Старший брат с женой собирается переезжать из Москвы. Зять с дочерью хотят переехать из Волгограда. Он строитель – каменщик. В городе работы нет, а здесь и ему найдем. Планируем построить еще один склад, мастерскую для ремонта техники.
— Финансовое положение позволяет?
— Пока туго — долги душат. В прошлом году урожай у нас был неплохой: озимая пшеница в среднем дала 37 ц/га. Чтобы заплатить взносы за комбайны, взятые в лизинг, пришлось дешево отдать зерно.
— А в этом году виды на урожай какие?
— Озимые – у нас их 700 га — нормально перезимовали. Сеем четыре сорта пшеницы. Посеяли 770 га подсолнечника и 25 га ячменя – все взошло.

Максим Нагорнов
Максим Нагорнов

— Пары есть?
— Мы по старинке пашем и сеем: 25% пашни держим под парами. И собираем под 50-60 ц/га. Было, одно поле дало 63 ц/га. А сосед, который перешел на нулевую технологию обработки земли, собирает максимум 30 ц/га.
— Животноводством не думаете заниматься?
-У брата Юрия 300 голов овцы. И у Геннадия есть овцы. На подворьях держим свиней, коров, лошадей, птицу – зимой, кроме как домашним хозяйством, нечем заниматься. А в хозяйстве заводить скот пока не планируем. Рискованно: то закупочная цена ниже себестоимости, то вообще не продашь.

Юрий Кузнецов, и механизатор, и сварщик, механик – на все руки мастер:

Юрий Кузнецов
Юрий Кузнецов

— Обустраиваемся помаленьку – обрастаем новой техникой. Можно бы шире шагать, да не получается – помощи от государства на словах много, а на деле ее не видно. Да мы и не жалуемся. И руки не опускаем. Пока живем – работаем…
Растет смена: Максим Нагорнов, сын Юрия, заканчивает юридический колледж. Все каникулы – в поле. После защиты диплома, скорее всего, вернется в родной хутор. В селе, считает, тоже нужны люди с образованием. А его старший брат по окончании школы в СПК работает.

«Наши пацаны вырастают настоящими мужчинами»

Страсть к гончим передалась от отца
Страсть к гончим передалась от отца

— Наш отец занимался разведением борзых, — говорит Юрий Нагорный. —  Сорок лет, как его не стало, а его собак до сих пор вспоминают. И я, как из армии пришел, завел собак. У меня их сейчас – сорок. Собаки трех пород: русская псовая борзая, хортая борзая и английская борзая грейхаунд. Все – чистокровные. Из них пять — чемпионы России. В прошлом году на волгоградской областной выставке охотничьих собак мои заняли первые места. Ежегодно 1-2 мая в хуторе Мироновском проходят выставки борзых. Стараемся все организовать достойно. Глава района Сергей Степанович Чулков очень нас поддерживает. В этом году приезжали с Украины, Калмыкии, Чувашии, Москвы, Ростова и других городов. 12 июня собираемся на всероссийскую выставку борзых в Тулу…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here