МАМА
… Четверо детей у Анны Андреевны и десять внучат. В свой 78-й день рождения она счастлива. Потому что главное для матери – когда дети живы, здоровы и успешны. И, что нынче редко бывает, когда они рядом и есть возможность собирать их за своим столом.
В минувший вторник, отложив все дела, Мурасовы — Александр, Юрий, Виктор — собрались у матери поздравить ее. Оглядываясь на прожитые годы, она лишь чуть вспомнила о себе. В основном рассказывала о детях – о троих сыновьях и дочери: как они росли, как становились на ноги. Больше всего об Александре: он — глава семейного крестьянско-фермерского хозяйства Мурасовых – его мозговой центр. Так вышло, что и глава семьи – он. А она – душа семьи, своей любовью связывающая всех воедино.
«Он всегда все самое трудное брал на себя»
-Я, — признается Анна Андреевна, — очень переживала, когда Александр, решив стать фермером, взял землю -100 гектаров. Всю ночь не спала – плакала. Думала: у него же, кроме земли, ничего нет — как пахать, сеять будет без техники?
И потом я много ночей я не спала – думала о сыновьях: как они там? Они же и ночами работали. Завтракать приедут – смотрю на них: с утра уставшие, глаза проваленные. Рабочих в хозяйстве не было – сами все делали. И потом, когда сушилку купили, помню, переживала: что они с нею делать будут – денег-то, чтобы нанять монтажников, не было.
Сами все сделали. Александр до всего своим умом доходил. За что ни брался, все у него получалось. За ним вся семья, как за каменной стеной…
Между прочим, Александр Владимирович в детстве, говорят, не выпускал из рук карандаш. Рисовал, сидя за школьной партой, за обеденным столом. Ему прочили будущее большого художника – считали, что Бог дал ему талант, который нельзя зарывать в землю. Пришлось зарыть – именно в землю.
Дело в технике
Талант, «зарытый в землю», пророс — реализовался в крестьянском деле. Возможно, именно потому, что у него изначально не было обретенных на студенческой скамье знаний, которые, зацементировавшись в догмы, мешают поиску новых путей и подходов. И, как следствие, — движению вперед.
Сегодня крестьянско-фермерское хозяйстве Мурасовых, обрабатывающее около 6 тыс. га земли, — одно из самых технически оснащенных в районе.
— Что зарабатываем, на себя не тратим — вкладываем в новую технику, внедрение новых технологий, — объясняет Александр Владимирович. — Современная, в основном импортная, техника позволила нам первыми в районе сделать шаг к точному земледелию: приобретя базовую станцию, внедрить систему спутниковой полевой навигации. Все операции запрограммированы, что гарантирует высокое качество работ даже в ночных условиях. Единственный недостаток – ночью, когда механизатору нечего делать, кроме как следить за приборами, ему трудно удержаться – не заснуть…
В прошлом году, из-за погодных условий не самом урожайном, зерновые в хозяйстве Мурасовых в среднем дали порядка 40 ц/га, подсолнечник – 25 ц/га, кукуруза, у многих на богаре не уродившаяся, – около 45 ц/га.
— Паров у нас практически нет – без них работаем, — выкладывает формулу успеха Александр Владимирович. – В нашем севообороте до 30% посевных площадей занимает кукуруза – она улучшает структуру почвы. Сеем зернобобовые – они обогащают землю азотом. Вносим удобрения – 500-600 тонн…
Зачем нам картофель турецкий?
Казалось, что еще надо: закрепляя успех, двигайся по привычной маслично-зерновой колее. Мурасовы, однако, в поисках новых направлений первыми в районе взялись за выращивание картофеля.
— Я считаю, что не стоит зацикливаться на производстве зерновых и масличных, — объясняет Мурасов. — Это приводит тому, что хороший урожай для крестьян становится не меньшей бедой, чем засуха. Мы стали искать, что еще выращивать, чтобы всецело не зависеть от колебаний цен на зерно и подсолнечник. Остановились на картофеле. В области его не хватает. Для России он – второй хлеб, а в магазин зайдешь – там израильский, турецкий…
У нас во дворах его всегда сажали, но это совсем другое дело. Мы, принимаясь за картофель, с нуля начинали. Копались в интернете. Областная администрация организовала поездку в Брянскую область – кое-что там почерпнули.
В этом году посадили 130 га. Готовились основательно: только на приобретение немецкой техники для выращивания картофеля (она считается лучшей в мире) затратили больше 50 млн. руб.: купили все, что нужно — трактора, комбайны, сажалки, фрезы, орошение, сортировочные машины, транспортерные линии, погрузчики, загрузчики, фрезы…
— А вложения окупятся?
-Если относиться к этому серьезно – добиваться, чтобы техника работала с максимальной отдачей, а земля давала максимальные урожаи, думаю, окупятся. Семена берем в основном отечественные. Есть хорошие сорта, например, Невский – по вкусовым качествам очень хороший. По урожайности чуть уступает немецким, зато созревает раньше.
АПК-эксперименты
— В прошлом году полтора месяца не было дождей, а настроить полив не успели, поэтому урожайность оказалась несколько ниже ожидаемой. Но все наш картофель хвалят: говорят, вкусный, качество хорошее, форма красивая.
-Как вы его реализуете?
— Покупатели, в основном из нашей области, сами нас находят. Приезжают из Ставрополя, Краснодара. Поставляем в школы, детские сады. Еланский район для социальной сферы полностью у нас закупал картофель.
— У вас какой полив?
— Катушечный. Воду берем из прудов – талая вода для полива самая хорошая. Изучая опыт казаков, я обратил внимание на то, как бережно они относились к родникам, речкам, к скапливающейся в балочках и лощинках талой воде. Все пруды в округе мы восстановили, отремонтировали плотины. Сейчас их у нас — около десяти. Зима была малоснежная, поэтому воды в них мало, но для полива картофеля хватит.
Немаловажно для нас и то, что в сезон на картофель дополнительно привлекаем 10-15 человек из числа местных жителей – на сортировку, транспортировку, буртование. В условиях сельской безработицы это дает возможность иметь хотя бы сезонный заработок…
Кстати, на Мурасова люди не обижаются – он, говорят, на зарплате не экономит.
— Мы с Александром Владимировичем, считай, вместе выросли, — объясняет учетчик Виктор Кульзумуров. — И, оставшись без работы, к нему прибились…
На картофеле Мурасовы не останавливаются. Экспериментируют, расширяя набор культур.
— Пробуем сеять лен, — перечисляет Александр Владимирович. – В прошлые годы он был одной из самых доходных культур – цену за него хорошую давали. Сейчас многие стали его сеять, что может привести к перепроизводству и обрушить цену. Начинаем возделывать новую культуру: люпин – высокобелковый корм с содержанием протеина до 40% и более, очень востребованный в производстве комбикормов. Цена на него неплохая. И, что для нас особенно важно, прекрасный предшественник – обогащает землю азотом. Семена брали — российской селекции…