Крупный, но не рогатый
…За всю дорогу от Волгограда до Нехаево ни одной животины – ни
коровы, ни овцы — не замаячило на горизонте. И тут на тебе: под горькие размышления о том, что нет у нас альтернативы аргентинской и прочей импортной говядине, на подъезде к станице Упорниковской на склонах балок нарисовались черные силуэты крупного, упитанного … совсем не рогатого — комолого скота. Оказалось, это племенные Абердин-Ангуссы — «переселенцы» из Иловлинского района, куда их доставили из Австралии, а прошлой осенью переселили в Нехаевский район.
Их средний вес – 500-600 кг. Порода мясная, причем мясо — с жировыми прослойками, нежное и сочное, так называемое мраморное – деликатесное. Поскольку выращено оно в основном на подножных кормах, экологически чистое. Породу вывели в Шотландии, потом завезли в США, Канаду, Австралию. В советское время черные красавицы успешно освоили российские степи, породу разводили и в нашей области. Потом был длительный перерыв, и только в 2012 году партия элитных коров в количестве около тысячи голов была привезена ООО «Дон-Агро» в наш регион. Сейчас поголовье в хозяйстве составляет чуть более 1900. Иностранки снова прижились на волгоградских просторах, они спокойно зимуют под открытым небом, и при том уходе, который им обеспечили, чувствуют себя хорошо. И выглядят впечатляюще: такие иссиня-черные точки на изумрудных просторах бескрайней степи. Жаль, близко к себе они журналистов «ИНТЕРа» не подпустили…
Между тем животноводство, как мясное, так и молочное — одна из самых проблемных сфер региона. Сейчас уже трудно поверить в то, что в относительно недалеком 1987 году поголовье коров в хозяйствах всех форм собственности составляло в нашей области более полумиллиона, а именно 507 тысяч! Далее — печальная статистика.
В 90-м году поголовье упало до 485 тысяч, в 97-м — до 377, а с 2000 по 2010-й снизилось с 253 тысяч до 150. Сейчас статистика чуть лучше, но и ее вряд ли назовешь утешительной: в 2013 году поголовье коров насчитывало 175 тысяч, а на 1 июля минувшего года — чуть более 177 тысяч.
Причин такого положения дел много, и одна из главных — держать скотину сегодня нерентабельно. Требуются годы тяжелого круглосуточного труда, развитая кормовая база, немалые вложения, чтобы коровки начали приносить молоко или мясо. Про частников говорить нечего, им такое не по плечу, но в последние годы даже в крупных хозяйствах региона от животноводства отказываются. В «Дон-Агро», напротив, животноводство развивают намеренно, используя самые современные технологии. Масштабы, качество и уровень работы впечатляют.
Поголовье будет прирастать
Заместитель генерального директора Андрей Рындя рассказывает: сельскому хозяйству отдал 27 лет жизни, вне этой сферы себя не мыслит. Видно сразу: человек не работает, а живет работой. Подчиненные — такие же одержимые в хорошем смысле слова. Андрей Анатольевич, выходец из Украины, к работе на новом месте приступил 25 января этого года.
— На этот год наша задача, во-первых, обеспечить скот кормами, во-вторых, получить статус племрепродуктора, — объясняет он. — Сейчас мы работаем в этом направлении, направляем документы в Волгоград, в Москву — процедура получения статуса очень строгая.
— Сейчас интерес к вашему скоту есть?
— Телефон звонит постоянно, обращаются и частники, и хозяйства, в том числе из других регионов. Интерес большой, ведь наше хозяйство единственное в Волгоградской области, которое занимается разведением абердин-ангусской породы. Уверен, когда мы получим статус племзавода — рассчитываем, что это произойдет к осени — проблем со сбытом не будет.
— А цена какая?
— Вообще племенная телочка абердин-ангусской породы в России стоит 2,5-2,7 тыс. долл. Реализацию на мясо исключаем – только выбракованные. Планируем продавать до пятисот голов в год.
— То есть, поголовье области ежегодно будет прирастать племенным скотом, считай, на приличную ферму?
— Надеемся, если государство будет реально поддерживать занимающихся животноводством. Мы же в перспективе планируем, получив статус племзавода, наращивать производство. В ближайших планах — довести поголовье до 2500. Люди смогут покупать племенной скот здесь, а не везти через океан, оплачивая транспортные расходы.
Элитной породе – элитные корма
Сегодня в «Дон-Агро», по словам Андрея Рындя, в обработке находятся порядка 6 тыс. га пашни и около 3 тыс. га пастбищ.
-Пастбищ маловато, — говорит Андрей Анатольевич. — Берем под них в аренду балки. Руководство района в этом помогает. Многие хозяйства сдают их в аренду, понимая: где пасется скот, не будет пожаров – там гореть нечему, нет сухой травы. Исчерпав травяной покров одной балки, перегоняем скот в другую. На большие расстояния перевозим скотовозами.
Зимой выбираем балки с учетом преобладающей розы ветров, желательно, где есть лесок. С таким же расчетом ставится скирда сена – чтобы скот был закрыт от ветра. Если в затишке 10 градусов мороза, на ветру будет 15-17.
Отдельная, больная для многих фермеров области тема — потравы посевов, когда скот на корню вытаптывает поля. В некоторых районах дело доходит до рукопашных схваток и отстрела животных, забредающих на поля. Рындя объясняет: на самом деле вопрос решается относительно несложно. И демонстрирует на примере арендуемых хозяйством пастбищ, куда мы отправляемся полюбоваться на Абердин-Ангуссов. По периметру участки охраняет «электропастух» — натянуты два ряда провода с невысоким напряжением. Корова, а за ней и теленок, получив раз легкий удар током, уже к границе не подойдет ни за что — можно хоть обычную веревку натягивать. И никаких потрав и ненависти со стороны соседей-фермеров.
Современные технологии помогают решить и еще один больной вопрос — обеспечения водой.
Генераторы, работающие на солнечных батареях, качают воду из скважин, — объясняет Андрей Анатольевич. — Сейчас наша задача – не просто обеспечить поголовье кормами, а чтобы эти корма были качественными. То есть скошенными в фазе бутонизации, а не, как это бывает, когда метелка засохла. Считается, что на сенокосах они сами растут — надо только скосить. Выгодно и дешево. А посчитаешь себестоимость сена (затраты на солярку, зарплату…) — выходит, выгоднее сеять, чтобы получать не 500-700 кг/га, а 5- 7 тонн.
Тщательный, рачительный хозяйский подход, с одной стороны, с другой — знание самых передовых агро- и зоотехнологий — это то, что отличает сам стиль работы в «Дон-Агро». Каждое животное находится под неусыпным контролем ветеринаров, зоотехников, учитывается продуктивность, прибавка в весе, уровень здоровья и многие другие факторы. Руководитель зоотехнического отдела — Михаил Неменущий, также выходец с Украины. Его опыт работы зоотехником — 12 лет. Объясняет: круглосуточный уход и контроль — залог того, что будет выращено действительно элитное поголовье.
Есть работа — есть жизнь
На сегодняшний день посеяно порядка 800 га кормовых культур, — говорит о проводимой работе зам. генерального директора. — Будем внедрять современные кормовые культуры. Например, кормовую капусту, она может давать примерно 300-500 тонн/га. Отрастает – ее косят, она снова отрастает. Выгодно! Одновременно подошли погодные условия для сева подсолнечника и гречихи. Конечно, экономически выгоднее посеять тысячу га подсолнечника, чем столько же многолетних трав. Но эта выгода — сиюминутная. Если нет животноводства, а значит, нет кормового клина, нормального севооборота в принципе не может быть. Под кормовыми культурами земля отдыхает и обогащается. После люцерны, да и любых зернобобовых пшеница без удобрений дает хороший урожай.
Вся техника в хозяйстве — современная: «Кейсы», «Челенжеры». Это позволяет все работы выполнять в оптимальные сроки. Конечно, затраты на нее, как и на прочие составляющие племенного животноводства, высокие, но Рындя уверен: они окупятся.
— Производство племенного скота, если оно технологически грамотно организовано, дело высокодоходное, — говорит он.- Но прежде, чем оно начнет давать отдачу, в него лет пять надо вкладывать.
А главное вложение ООО «Дон-Агро» — в людей, в будущее волгоградского села. Пока здесь есть работа, есть жизнь.
— У нас работает народ со всей округи – из станиц Упорниковской, Нехаевской, из Красновки, — перечисляет Андрей Анатольевич. — На сегодняшний день у нас почти 100 рабочих мест, но мы продолжаем принимать людей. Да, у нас нелегко – приходится работать по 12 часов. Зато — стабильная круглогодичная зарплата, соцпакет, перспектива на будущее.
Я местный – упорниковский, — говорит животновод Игорь Усков. — После окончания Новоаннинского техникума немного поработал в колхозе «Пионер», когда там еще были коровки. В «Дон-Агро» уже полтора месяца, многому учусь, здесь много высококлассных профессионалов собралось. У них совсем другие технологии, подходы, организация труда. Хочу стать таким же! Не вижу никакого смысла уезжать из родных мест, когда здесь все так складывается. И у молодежи теперь есть стимул возвращаться домой в район — работы на всех хватит!
Под фото скота в балке
Отсутствие скота для степной и лесостепной полосы – беда. Трава, становится порохом, готовым вспыхнуть от любой искры. Где пасется скот, не будет пожаров – там гореть нечему: нет сухой травы.