ИНТЕР собрал самые интересные предания о городе на Волге. 

«Если Родина-мать падет — прорвет плотину, Волга выйдет из берегов и Волгоград исчезнет с лица земли», — утверждают любители городских легенд. Действительно, фольклор города на Волге богат, если не сказать — неисчерпаем. Иной раз трудно понять, где — правда, а где — выдумка: так тесно сплетены исторические факты и фантазии горожан. Отделить реальность от вымысла мы попросили доцента ВолГУ Сергея Калашникова, лекция которого о мифологическом пространстве Царицына-Сталинграда-Волгограда состоится в ближайшее воскресенье в библиотеке им. Горького.

 Калашников Сергей (1)

О Родине-Матери

— Если говорить о Родине-матери – это и в самом деле знаковый для Волгограда объект, — говорит Сергей Калашников. — Ведь не случайно, когда в 1997-1998 годах обсуждался вопрос о ее демонтаже, это вызвало резкое неприятие общественности. Однако и по сей день эта тема периодически возникает – как мы знаем, монумент подвержен сильнейшей коррозии, поэтому некоторые реставраторы и архитекторы предлагают не ждать, пока статуя рухнет сама. Кстати, последний раз эта мысль была озвучена в 2013 году реставратором Вадимом Церковниковым. Его интервью «Родина-мать при смерти» было опубликовано в «Московском комсомольце» 4 июля того же года.

— Я не исключаю, что если падение Родины-матери состоится, то для города оно будет расцениваться как катастрофическое, более того – эсхатологическое (конечное) событие, которое, в соответствии с этим мифологическим сюжетом положит конец существованию города. Образ Родины-матери наделяется такими же символическими эсхатологическими ожиданиями, как, например, образ Медного всадника в Петербурге. То есть до тех пор, пока статуя существует, никакой катастрофы с городом не произойдет.

О потопе и пожаре

— В своей лекции я рассмотрю мифы о рождении города и о его развитии – они у нас, конечно же, связаны с обороной Царицына и Великой Отечественной войной, — а также мифы о конце города. Они все возникают в связи с определенными историческими событиями. Во-первых, это многочисленные пожары Царицына: семь раз город выгорал почти полностью. Последний раз — во время Сталинградской битвы, когда пылала даже вода. Поэтому одна группа мифов связана с гибелью Волгограда в огне. С другой стороны, есть у нас разного рода предания, связанные с потопом. Одно из них гласит, что случайная техногенная авария повредит огромный валун, которым когда-то завалили русло Царицы, и это приведет к тому, что «речка выйдет из глубины на поверхность и смоет город в Волгу». Что интересно, этот сценарий также поддерживается и другой группой мифов — после строительства гидроэлектростанции появляется легенда о прорыве плотины и о том, что город смоет водой из водохранилища.

А вот в истории Царицына никаких легенд, связанных с гибелью города или борьбой света и тьмы, не существовало. Вероятно, до тех пор, пока здесь не произошло колоссальное историческое событие (Сталинградская битва), мифология этого места была не полной.

Под землей и на небе 

Есть легенды и о подземном городе и даже верхнем, небесном. Рассказывают, что под городом существует разветвленная система подземных ходов, которые тянутся чуть ли не на десятки километров. Точно так же, как есть легенды о катакомбном Риме, подземном Париже или Лондоне, Москве, наконец.

Даже если эти сведения всего лишь легенды, для исследователя-культуролога оказывается важным сам факт наличия этого подземного, или, как его называют, хтонического, измерения города в местном мифологическом сознании. Противоположный вектор этих представлений, напротив, связан — условно говоря — с небесной ипостасью Волгограда, с его восприятием как небесного града.

В начале 20 века Илеадоров монастырь, который находится на пересечении улиц Рокоссовского и проспекта Жукова, возглавлял иеромонах Илиадор, страстный проповедник и приятель Григория Распутина. В 1921 году этот самый Илиадор-монах выступил с очень интересной инициативой: он хотел насыпать здесь искусственную гору Фавор (знаменитая гора, где произошло фаворское преображение Христа), на которой располагалась бы его келья, из которой он беседовал бы с Богом и транслировал оттуда законы Божьи на землю. Как видим, амбициозность этого человека была небывалой. Но для культурологического описания города важно другое: образ этого самого Илиадорова монастыря, стоящего на рукотворной горе Фавор сразу переносит Царицын-Волгоград в план вечности, уподобляя его ни больше ни меньше небесному Иерусалиму.

Земля героев 

С другой высотой — Мамаевым курганом — у нас тоже связаны различные легендарные предания: например, о явлении Богородицы Тамерлану. Их возникновение не случайно. Они вписываются в особую парадигму представлений о данном месте как о чистом небесном городе. Это то, что образует часть нашей идентичности, часть нашей ментальности и где-то формирует характер жителей нашего города. Отчасти именно в этих представлениях берет начало и героизация нашей повседневной жизни. Отсюда же возникает и это особое представление о том, что волгоградская земля порождает героев. До 1997 года так оно и было: пока в городе располагалось Качинское училище летчиков, оно производило на свет героев Советского Союза и героев России. Их в истории училища было больше 370. Это было идеальное мифологическое соответствие: земля, перенесшая столько страданий, земля, которая возродилась к новой жизни, порождала на свет героев, способных ее защитить…


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here