жвИнициаторами проведения круглого стола в «ИНТЕРе» по проблемам развития животноводства стали сами фермеры. Речь шла о том, чтобы не только обозначить существующие проблемы, но, главное, поискать пути их решения. В первую очередь — за счет изменения существующей нормативно-правовой базы. При этом речь идет не только о региональном уровне — депутаты Волгоградской областной думы не раз успешно представляли свои законодательные инициативы в Госдуму РФ. Вот некоторые мнения и предложения, прозвучавшие на круглом столе.
Порядка 540 тыс. тонн молока и 200 тыс. тонн мяса — такой объем животноводческой продукции произведен в регионе согласно предварительным итогам 2014 года. Таким образом, производство продукции животноводства по сравнению с уровнем 2013 года составит 100,3%.
0,3% — не тот рост, который позволяет говорить о развитии. И до норм еще далеко: так, в настоящий момент на одного жителя Волгоградской области производится чуть более 200 кг молока в год. Для того, чтобы соответствовать норме потребления молока и молочных продуктов, нужно 392 кг. Как увеличить объемы производства и своими силами решить вопрос продовольственной безопасности региона в плане животноводческой продукции?
«Крестьянам нужны не обещания, а гарантированная государственная поддержка»
В.А.Черничкин, руководитель ООО «Становское» (Нехаевский район):
— Страшно начинать заниматься животноводством, тем более молочным. Нужны очень большие вложения, и не один год пройдет, прежде чем они начнут давать отдачу. При колебаниях курса агропромышленной политики никто не знает, что будет завтра. Объявили программу – закрыли, взялись за другие, а крестьяне остаются один на один со своими проблемами.
Сейчас мы в своем хозяйстве заканчиваем возведение свинокомплекса. Все делали сами: проект, тянули газ, теперь прокладываем дорогу. Беру кредит, рассчитывая на компенсацию процентной ставки, а мне говорят, что федерация урезала выделение средств, поэтому мы тебе даем не 50%, а 25. Как можно строить планы на будущее и развиваться при постоянно меняющихся со стороны государства условиях?
На день поля в мое хозяйство приезжали из Белгорода. Там в АПК одна проблема: куда девать навоз? Посмотрите, как Воронеж рванул – как там развивается животноводство. Рядом, в Морозовском районе Ростовской области в хозяйстве, 22 тыс. голов мясного скота. Но там стартовали с кредита под гарантии государства. А мы берем кредиты на свой страх и риск.
Если у нас реально хотят развивать животноводство, нам должны гарантировать государственную поддержку. А не так: вы развивайте, а мы потом найдем деньги. Я беру кредит, а когда речь заходит о поддержке, разводят руками: не пришли деньги…
Я задавал министру сельского хозяйства РФ Федорову вопрос, почему так: в область пришли деньги на финансирование федеральных программ, но если в областном бюджете нет средств на софинансирование – их заворачивают назад и отдают тем, кто лучше работает, — Белгороду, Краснодару. А нам объясняют: вам дали деньги, вы их не сумели освоить. В итоге мы получаем на гектар порядка 250 руб. поддержки, а Белгород – 8 тыс. руб. Внятного ответа не получил.

Система управления АПК должна работать на развитие производства, а не на документооборот
В.А.Цепляев, первый заместитель министра сельского хозяйства Волгоградской области:
— Если сельхозтоваропроизводитель осуществляет тот или иной проект, прорабатывается вопрос о заключении соглашения с минсельхозом. Предоставляйте проектную документацию, в которой все четко прописано: какое оборудование вы покупаете, каким образом, где и почему. Тогда вопросов к вам не будет. А вы сами где-то что-то приобретаете и строите. Потом сдаете документы – оказывается, что оборудование приобрели не там, по проекту такого вообще нет. Или проекта нет…
В.А.Черничкин:
-Я строю как легче и дешевле – хозспособом. Чтобы строить строго по проектам, надо иметь весьма значительные средства: так, только за проект на строительство дороги необходимо заплатить 2 млн руб. В Белгороде такой проблемы нет: дороги к комплексам, газ, — все есть. Мое предложение такое: сделайте типовой проект и растиражируйте, чтобы каждый не платил за него крупные суммы.
В.А. Цепляев:
-Типовые проекты существуют. Вопрос в том, кто будет выступать заказчиком инвестиционного проекта при подготовке проектно-сметной документации. Минсельхоз? Тогда это будет региональная собственность.
А.И.Петров, руководитель ООО «Племзавод-колхоз им. Ленина» (Суровикинский район), председатель районной думы:
-И выступайте: стройте фермы и передавайте нам в лизинг.
В.А.Цепляев:
— Нельзя, это не соответствует действующему законодательству.
В.А.Черничкин:
-Можно заниматься животноводством, когда система управления работает на сельхозпроизводителя, когда ему предлагают: бери уставной капитал – 10 тыс. руб., открывай новую фирму, мы тебе даем госгарантии. Тогда все будет крутиться сельхозпроизводителя – вся система будет работать на развитие производства. А когда все риски ложатся на него, что уж тут удивляться, что немногие решаются рисковать.

«Надо реально стимулировать развитие хозяйств, которые производят животноводческую продукцию»
А.И.Петров:
— Как быть тем предприятиям, которые давно и стабильно работают, но не могут войти в программу господдержки по объективным причинам? Так, мое предприятие имеет 18 тыс. га земли. Материально-техническая база старая – 70-х годов, но она есть, мы на ней работаем. Но постановления о господдержке содержат такие условия, что средства мы получить не можем. Под разными предлогами: низкая продуктивность, нет превышения к уровню прошлого года… По федеральным условиям не проходим – соотвественно, на уровне области тоже. Вопрос: а нужны ли вообще наши 2,5 тыс. литров молока? Если я сдам завтра 800 голов КРС на мясокомбинат, выиграют ли от этого бюджеты разных уровней?
В 2012 году возмещение процентной ставки по коротким кредитам не отдали, равно как и за 2013-й и 2014-й.
В.А.Цепляев:
— Обращаю ваше внимание, что год еще не закончился. Кредиторская задолженность, предусмотренная бюджетом, будет погашена.
А.И.Петров:
— Да, в этом постановлении есть такое условие: при наличии средств в областном бюджете. Если их нет, документы не принимаются. Так, мы в сентябре этого года взяли кредит – в субсидировании нам отказано, потому что нет денег. Сейчас объявлено, что в 2015 году на сельское хозяйство региона будет выделено 2,4 млрд руб. Мое предложение такое: объяснить сельхозтоваропроизводителям, на что конретно пойдут эти деньги, на какую поддержку и в каком объеме мы можем рассчитывать. И еще вопрос по поводу развития животноводческой сферы: почему предприятие, занимающееся молоком, получает меньше компенсаций, чем занимающееся производством мяса?
В.А.Цепляев:
— Эти условия определяются не на региональном уровне, а на федеральном.

«Необходимы поправки к закону об ЛПХ»
В.В.Толмачев, исполняющий полномочия главы Палласовского района:
— Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости внесения поправок в закон о личных подсобных хозяйствах. Он волнует и фермеров, и местные власти. На территории района существуют ЛПХ, в которых содержится по 800-1000 голов скота. Пользуясь общественными выпасами, муниципальную землю в аренду руководители таких ЛПХ не берут. Кроме того, эти хозяйства создают прецедент: работающие рядом фермеры, которые платят налоги, официально выплачивают своим работникам зарплату, от которой идут все предусмотренные законом отчисления, видят, что можно работать в тени.
В.А.Цепляев:
— Вопрос действительно серьезный. Мы несколько раз выходили в областную думу с инициативой ввести нормы содержания скота. Прокуратура и управление юстиции отклоняли наши предложения, объясняя отсутствие подобных норм в федеральном законодательстве. В настоящий момент разрабатывается законопроект, к которому мы готовим предложения о необходимости регламентировать количество скота в ЛПХ.
А.И.Петров:
— ЛПХ незаконно пасут скот не только на землях районной администрации, но и на фермерских, коллективных пастбищах. Нужно установить норму содержания скота в ЛПХ, допустим, два десятка овец. Держит человек больше – пусть регистрируется как индивидуальный предприниматель, берет пастбища в аренду. А пока кое-что можно делать и в рамках существующего законодательства. Одно из решений этой проблемы – работа административных комиссий. У нас в районе по первому звонку любого руководителя выезжает комиссия, составляет протокол и передает на рассмотрение административной комиссии. Наложенные штрафы действуют.

«Арендная плата за пастбища должна быть доступной»
Магомед-Амир Абдулвагабов, глава КФХ, Среднеахтубинский район:
-Я арендую 300 га земли. Хотел взять еще, но арендная плата за гектар пастбищ, которые муниципалитет выставил на аукцион, составила 800 руб. за один гектар. Ни один фермер не готов платить такие деньги.
А.И.Петров:
— Вопросы вызывает момент кадастровой оценки земли. Ее делали так же, как оценку стоимости жилья. В Суровикино квадратный метр стоит 800 руб., а у меня в хуторе, в 30 километрах от райцентра, 5 тыс. руб. В хуторе, где десяток домов, еще дороже. У нас кадастровая стоимость земли хозяйства и пайщиков – 14 тыс. руб. А кадастровая стоимость земли, которая принадлежит районной администрации (неплодородная, отданная колхозом в фонд перераспределения), — 18 тыс. Арендная плата рассчитывается от кадастровой стоимости земли. Ее можно регулировать, применяя коэффициенты. Земля практически брошенная – никакого дохода в бюджет не приносит. Чтобы люди брали землю в аренду, арендная плата должна быть доступной.

М. Абдулвагабов:
Самая большая проблема малого и среднего бизнеса – кредиты. Я просил на развитие хозяйства кредит в 5 млн. руб. Под залог двух домов, моего и дяди, мне оформили 3,8 млн. Под 30% годовых! А потом сказали, что и под такие проценты пока не дадут.
Еще один момент касается системы субсидирования. Мое предложение — ее необходимо совершенствовать, в нынешнем виде она абсурдная. Пример: взяв кредит, я купил племенной молодняк. Телка отелится через девять месяцев. Чтобы приплод продать, надо ждать еще не меньше полутора лет. Иногда, учитывая сезонные колебания цен, надо бы подождать, когда они установятся на приемлемом уровне. А банк не ждет — я должен платить ему проценты. Мне не остается ничего другого, как резать еще не доросший до кондиции молодняк. А потом ждать, когда мне компенсируют половину процентной ставки.
Зачем гонять деньги туда-сюда? Почему в Россельхозбанке – государственном, созданном для кредитования крестьян, сразу не давать кредиты не под действующую ставку, а меньшую, с учетом субсидирования со стороны государства?
В.А.Черничкин:
-В апреле мы поднимали этот вопрос перед министром сельского хозяйства РФ и руководителем Россельхозбанка. Пообещали рассмотреть и принять решение.
От редакции. Какие меры по поддержке животноводства будут действовать в регионе в 2015 году? Какие изменения в законодательстве планируются? Что еще можно сделать на региональном уровне для развития сферы животноводства? «ИНТЕР» продолжит тему в первых выпусках 2015 года.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here