ОАО «Зензеватский элеватор» Ольховского района образовалось в мае 1994 года. Но история его начинается с 1943 года, когда была организована контора «Заготзерно». Сам же элеватор был построен в 1968 году, и в 2008-м он уже отметил свое сорокалетие.
Людмила Александровна Пяткина, генеральный директор предприятия, руководит им третий год. Но новым человеком ее назвать никак нельзя — как минимум 20 лет она возглавляла лабораторию элеватора и все его нужды, проблемы и задачи ей хорошо известны.
Основным видом деятельности данного предприятия является хранение, сушка и очистка зернопродукции. Мощность его составляет 102 тыс. тонн зерна. Именно такое количество элеватор способен принимать на хранение. «Мы готовы работать на полную мощность, и все необходимое для этого есть, — констатирует Людмила Александровна. — Две зерносушилки, сепараторы, пробоотборник для определения качества зерна, лаборатория.
Однако последние шесть лет предприятие переживает не самые лучшие времена. В полную мощность элеватор последний раз работал в 2008 году. Тогда закладывалась даже интервенция 20 тыс. тонн. Объем продаж компании только за последний год снизился на 17,24%».
Причины спада производства вполне объяснимы. Основным подъездным путем к ОАО «Зензеватский элеватор» была и остается железная дорога. По ней производится транспортировка и отгрузка зерна. Но с тех пор, как тарифы на железнодорожные перевозки резко поднялись, зернотрейдерам стало невыгодно пользоваться железной дорогой, многие стали покупать для этих целей автотранспорт и увозить зерно, минуя элеватор.
Дал о себе знать, по мнению Людмилы Пяткиной, и пятилетний неурожай в Ольховском районе. Но самое главное — высокая конкуренция. Элеваторная деятельность расширяется ударными темпами. «Вокруг нас настоящие гиганты, — отмечает Людмила Александровна. — Камышинский элеватор, например, или «Юг Руси» — это вообще целая агропромышленная группа компаний. В отличие от нас они имеют возможность покупать зерно по более привлекательным ценам, потому что это портовые элеваторы».
Зензеватскому элеватору для того, чтобы оставаться на плаву, приходится вести гибкую политику. Прежде всего снизили расценки, насколько это было возможно — предприятие не может позволить поставить под удар качество своей работы. Кроме того, оно авансирует тех сельхозпроизводителей, с которыми их связывает многолетнее сотрудничество. Только в прошлом году учредитель выделил на эти цели около 20 млн руб., в этом году планируется увеличить эту сумму в полтора раза. Таким образом элеватор помогает фермерам решить финансовые проблемы, одновременно обеспечивая себя работой впрок. Идут навстречу крестьянам, если у них возникают трудности с посевным материалом, – здесь его всегда можно взять в долг.
«Честно сказать, это невыгодно для элеватора, — признается директор. — Но мы не можем отгородиться от нужд фермеров. Если не выручать друг друга, выжить будет совсем невозможно».
Развитие и процветание элеватора напрямую зависит от благополучия хлеборобов. Это очевидно. Бесспорно и то, что деятельность самих аграриев имеет для страны ключевое значение. И сегодня жизнь вновь доказывает это. Пока же государственная политика такова, что и сами крестьяне, и сопутствующие производства зачастую остаются на грани выживания. И хотя с экранов телевизоров власти всех уровней не устают заверять в стратегической важности развития аграрного сектора, на селе реальных перемен в отношении к людям и производству особо не ощущают. Остается надеяться, что запаса прочности хватит до тех пор, пока эти перемены к лучшему все-таки наступят…