img_138956_75876 ноября 2014 года в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция «Продуктовое эмбарго: последствия для потребителей и бизнеса», в ходе которой Общество защиты прав потребителей выразило резко негативно отношение к введению ответных санкций. Эксперты считают, что при этом не была обеспечена продовольственная безопасность России. Нервничают все: и отечественный бизнес, который не был готов к таким резким переменам и уже несет убытки, судорожно пытаясь перестроиться, и потребители, обеспокоенные тем, что полки в магазинах пустеют, а цены растут опережающими инфляцию темпами.
Глава ОЗПП Михаил Аншаков уверен, «надо срочно пересматривать санкции, как минимум, на отдельные позиции, по которым Россия импортозависима, иначе в скором времени они больно ударят по потребителям и по бизнесу». По его прогнозам, россияне уже к концу ноября могут ощутить на себе последствия эмбарго против западных стран, введенное еще в августе. Выразится это, прежде всего, в скачке цен на товары в среднем на 20%, а на молочную и рыбную продукцию – на 30-40%, а также в дефиците на некоторые продукты. Причем, речь идет исключительно о продуктах повседневного спроса.
Нестабильная обстановка на потребительском рынке, как считают эксперты, является следствием несбалансированности и поспешности введения эмбарго в условиях, когда продовольственная безопасность России не достигнута. «Санкции нужно было готовить с учетом экспертного мнения и заранее, — комментирует глава ОЗПП, — и обязательно с анализом, чтобы все было просчитано и взвешено, чтобы никто не пострадал от них. А у нас получилось, что никто не был готов: ни потребители, ни производители. Просчитать последствия санкций не потрудились, главное было их ввести. Охарактеризовать наспех принятые решения о введении продуктового эмбарго можно так: назло маме отморожу уши».
Еще один отрицательный эффект от ответных санкций – порушена система логистики. Те же польские яблоки, которые раньше доставляли на наши прилавки в течение суток, теперь приходится заменять на привезенные издалека, а значит, идти на стол к потребителям они будут более сложным путем, пострадает и качество. Ведь чем сложнее логистика, тем хуже качество: добавляется больше консервантов, воска, средств от плесени и грибка.
Также, по мнению главы Общества защиты прав потребителей, в России существует проблема со статистикой: на стол в статистические ведомства попадают отчеты, судя по которым Россия может полностью себя обеспечить, однако это не так. Речь в отчетах идет не о производителях как таковых, а о фасовщиках. Например, продукт выращен в Индии, банки и крышки закуплены в Дании, этикетки еще в какой-нибудь стране, а фасуется все это в Подмосковье под российским брендом. Таким образом, вводятся в заблуждение и потребители, и статистические ведомства. «Открыл чиновник отчет и видит – в России все есть, продовольствием мы себя сами полностью обеспечиваем, а на самом- то деле это не так. Вот и принимаются в итоге неправильные решения».
Еще один участник пресс-конференции, директор ОАО Мурманский Рыбокомбинат Михаил Зуб отметил, санкции в теории могут помочь развитию сельского хозяйства в нашей стране, на практике пока видится иное. Владелец рыбкомбината уверен, именно из-за введенного эмбарго на ввоз импортной рыбы в Россию его предприятие пошло ко дну, за это он и намерен засудить Белый дом. Он подал иск в Верховный суд на правительство РФ, и уже 11 ноября 2014 года состоится судебное заседание по этому делу.
Подводя итоги пресс-конференции, эксперты пришли к выводу: ответные санкции сами по себе, возможно, способны помочь отечественному сельскому хозяйству, но только в очень долгосрочной перспективе с условием стабильных правил игры. Ведь фермерам крайне важно, когда в стране стабильная ситуация, когда есть длинные деньги. В том случае если перспектива непонятна – отменят санкции или нет, производитель не будет вкладываться в производство из-за высоких рисков и неопределенности.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here