Октябрьский район Волгоградской области: правила экстремального земледелия
Проблема крестьян в том, что каждый из них оказывается один на один с множеством акул – игроков зернового рынка. Была бы в области структура вроде агропромышленной корпорации, которая выходила бы на рынок с двумя миллионами тоннами волгоградского зерна, она могла бы если не диктовать цены, то, по крайней мере, торговаться. Она же, заключая крупные долгосрочные контракты, могла бы ориентировать сельхозпроизводителей на производство определенных видов продукции.
Сегодня они выходят на сев с закрытыми глазами, не зная, какие культуры будут востребованы и по какой цене.
266 тыс. тонн зерна собрали в этом году сельхозпроизводители Октябрьского района. Валовой намолот – из самых высоких в области.
А для района за последние годы – самый высокий. В 2010 году он составил 146 тыс. тонн, в 2011-м – 133 тыс., в 2012-м – 150 тыс., в 2013-м – 75 тыс. тонн.
– Надо отдать должное нашим фермерам, — отмечает заместитель районного главы Андрей Клыков. — Несмотря на полосу засух, хозяйства сумели сохранить семенной фонд. А вот по удобрениям просели – не на что было их покупать.
Октябрьский район – один из немногих, сумевших в прошлом году, несмотря на затяжные дожди, посеять запланированный объем озимых.
– У с другого выхода не было. Мы не можем, как в северных районах, восполнить недосев озимых кукурузой, подсолнечником. И на яровую пшеницу рассчитывать не можем – только на озимую. Поэтому хозяйства были максимально мобилизованы на осенний сев. До сентября не сеяли, потому что влаги в почве было – ноль. А с 5 сентября зарядили дожди. Дежурили у полей с заправленными сеялками, чтобы, урвав момент, посеять хотя бы гектар.
Воспользовавшись тем, что в кои-то веки влаги в почве достаточно, сеяли не только по парам, но и по непаровым полям. Рисковали, поскольку оптимальные сроки сева были упущены. Но все сложилось удачно: до морозов всходы успели раскуститься. И перезимовали нормально. Если бы не майская жара за 40 градусов и суховеи в период цветения и налива зерна, мы бы превзошли результат 2008 года, когда валовой сбор зерна составил 286 тыс. тонн.
Средняя урожайность по району — 20,4 ц/га. В в колхозе им. Кирова (руководитель Олег Светличный) – 29,6. Самая высокая – в СПК «Колос» (Федор Серебряков) – 37 ц/га. Для СПК «Перегрузненский» 16,8 ц/га – неплохой результат, если учесть, что прошлые годы были для него провальными. Многие опасались, что он прикажет долго жить. Бывший главный агроном, а ныне руководитель Сергей Сницкий потихоньку выводит хозяйство из-под угрозы банкротства.
– Не парадокс ли: у северян все разговоры об урожае сводятся к тому, что цены на зерно бросовые, а ваши крестьяне на эту тему молчат.
– Они привыкли работать в экстремальных условиях. Цены для них – как климат, на который жаловаться не имеет смысла. Всем хочется, чтобы цена горючего была сопоставима с ценой зерна: хотя бы 1:3. Времена, когда литр солярки стоил столько же, сколько килограмм зерна, для нас далекое прошлое, которого уже не вернуть.
Нам предстоит посеять 90 тыс. га. Семена, горючее есть. Влаги в почве нет. Если в ближайшее время серьезных осадков не будет, хозяйства будут рисковать – сеять на небольшую глубину в надежде на то, то озимые успеют дать всходы и до морозов окрепнуть.
– Во многих районах области поголовье скота в ЛПХ падает. У вас, судя по сводкам, падения нет. И валовой сбор молока в ЛПХ самый высокий: на сегодня около 6 тыс. тонн.
– Одна из причин: у нас работает шесть заготовителей: «Волгомясолмолторг», третий волгоградский, волжский молзаводы, Еланский маслосыркомбинат… Конкуренция между ними привела к тому, что летом закупочная цена молока не падала ниже 15 рублей. Сохранили молочно-товарные фермы три коллективных хозяйства: колхоз «Заветы Ленина», колхоз им. Кирова и СПК «Васильевский». Выиграли конкурс на получение грантов для развития семейных животноводческих ферм Валерий Бондарев и Василий Красов. Надеемся, это только начало: если будет государственная поддержка, за ними последуют другие.
– Вы ощутили какие-т о подвижки в связи с объявленным курсом на импортозамещение?
– Пока нет. Но, если нашим крестьянам будет дан шанс нормально выходить на рынок сельхозпродукции, они сумеют этим воспользоваться…