Налаживать взаимоотношения с управляющими компаниями и поставщиками ресурсов нужно «на берегу»
Известное всем выражение: договариваться нужно на берегу – как нельзя более актуально для коммунальной сферы. Однако мало кто из потребителей этих услуг подробно знакомится с договором, прежде чем его подписать. А ведь этот именно этот документ формирует взаимоотношения между потребителем и исполнителем услуг. В пользу его предварительного изучения говорит и то, что в нашей стране, по сути дела, практически отсутствует контроль надзорных органов федерального и регионального уровней за процессом ознакомления, обсуждения и подписания договоров. Поэтому учиться собственникам жилья приходится на собственных ошибках. Наработанном в ходе такой учебы опытом делится читатель «ИНТЕРа», активист-общественник, защитник прав потребителей в коммунальной сфере Станислав Волик.
Ваша скрипка – первая
Основой взаимоотношений в этой сфере служат «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». Их назначение – защита потребителей. Но проблема в том, что договоры на все виды коммунальных услуг составляются с опорой на те или иные положения из законодательных актов, главным и основным из которых и являются Правила, а не со ссылкой на них. И естественно, что не в интересах коммунальных ведомств, включать в договоры весь набор требований Правил, отражающих правовую составляющую для потребителей. А, поскольку исполнитель готовит и тексты, и бланки договоров, он и включает в него только те положения, по которым несет ответственность потребитель услуг.
В такой ситуации потребителю следует запомнить для себя несколько положений:
1.Полноценный по содержанию договор определяет равный уровень и равную степень ответственности обеих сторон (в большинстве сегодняшних договоров уровень отраженной в договоре ответственности исполнителя перед потребителем практически равен нулю)
2. Из двух подписей под договором первостепенное значение для вашего коммунального благополучия имеет ваша подпись. И именно вы должны играть первую скрипку при обсуждении каждого его пункта по той простой причине, что еще ни кто не отменил всем известную мудрость: кто платит, тот заказывает музыку. А платим-то мы!
3. При заключении любого договора каждая из сторон свободна в отражении в нем «своих» пунктов, и ни одна не обладает правом чинить препятствия другой включать пункты или положения, предусмотренные Правилами. Поэтому вы имеете право вернуть договор на доработку, если при беглом ознакомлении увидите отсутствие не только целых разделов, но даже «усеченных» разделов из Правил.
И еще один момент. Если принять за факт, что Правила №354 являются базовыми, принятые в этом пункте понятия, должны восприниматься как стандарт, не допуская каких либо подмен. Так, в договоре поставщик услуг должен быть обозначен как «исполнитель» (по Правилам – юридическое лицо независимо от организационно – правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги), а не «энергосбытовая организация», «сетевая организация», «газоснабжающая организация» и тому подобное. В свою очередь понятие «потребитель» не должно заменяться на «заказчик» либо на «абонент».
На нет и суда нет
Пройдемся по порядку заключения договора.
Обратите внимание, что для заключения в письменной форме договора исполнитель обязан передать вам его проект в 2-х экземплярах. При этом слово «проект» обязательно должно стоять в верхней части первой страницы. Именно, наличие этого слова предоставляет вам право обсуждать в течение 30 дней с полномочным представителем исполнителя любые моменты договора. Если слово «проект» отсутствует, вы получаете договор, который УК считают и для себя, и для вас окончательным по тексту, не допускающим, со стороны потребителя посягательств даже на знак препинания.
Важно: оба экземпляра проекта договора обязательно должны быть подписаны исполнителем!
Запомните: протокол разногласий, предусмотренный Правилами, составляется применительно к включенным в договор положениям, а не к отсутствующим в нем. Ведь как может что-то стать предметом протокола разногласий, если его – этого предмета – в договоре нет? Такой договор, не содержащий тех или иных положений из Правил, следует, не теряя времени, вернуть на доработку. Только после того, как исполнитель дополнит проект договора отсутствующим ранее положением, можно вернуться к рассмотрению. Тогда и может возникнуть ситуация для протокола разногласий, если вы будете с чем то не согласны из включенного в проект договора, а исполнитель при совместном обсуждении не пошел вам на встречу.
Пройдитесь по пунктам
Первое на что следует обратить внимание, при ознакомлении с проектом договора – количественное соответствие пунктов отраженных в проектах договора и требуемых Правилами. В п.31 Правил, раскрывающем обязанности исполнителя, 22 подпункта, количество которых не зависит от вида и характера оказываемых услуг. Если их окажется меньше, это должно вас насторожить и стать предметом обсуждения с исполнителем. Как показывает практика, исполнитель чаще всего весьма существенно снижает число своих обязанностей по отношению к потребителю. Зато применительно к потребителю все делается с точностью до наоборот – в договорах резко сокращается перечень прав потребителя и в полной мере отражаются его обязанности.
Для сведения: п.33 Правил, касающийся прав потребителя, содержит 14 пунктов. Так что проверьте, прежде всего, их количество, включенное в проект договора. В Правилах п.33в гласит, что потребитель имеет право «требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых услуг». Но, согласитесь, прежде чем получить возможность требовать следует настоять, чтобы перечень качественных показателей был включен, либо в сам проект договора (см. п.31п правил) либо в приложение к нему.
Внимание: в перечень своих прав внесите пункт о праве потребителя привлечь к проверке качества оказываемых услуг третьих лиц, независимых экспертов. Ведь вы, скорее всего, не специалист широкого профиля.
Поди туда, не знаю куда
Самым «нелюбимым» для исполнителя, естественно, оказывается раздел «ответственность исполнителя». Между тем, все накопившиеся за десятилетия проблемы в коммунальной сфере, возникли и продолжают иметь место до сих пор из-за полной материальной безнаказанности исполнителя перед потребителем. Ведь там, где не прописана в договоре ответственность, влекущая за собой неотвратимость наказания, и в первую очередь материального, порядка не будет. Поэтому в договоре должна быть прописана конкретная, в деталях (а, точнее, в рублях и процентах) ответственность исполнителя перед потребителем, «привязанная» к каждому из двух десятков пунктов обязанностей исполнителя, предусмотренных Правилами и в обязательном порядке, в полном объеме отраженных в договоре.
Сложившаяся безответственность возникла или из-за резкого сокращения в договоре пунктов и положений из всех шестнадцати разделов Правил, или полного исключения некоторых из них. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров, подтверждающих полное неуважение исполнителя к своим клиентам, потребителям их услуг. Это – выписки и цитаты из договоров на основные услуги по поставке газа, электроэнергии, техническому обслуживанию ВДГО, водоснабжение и теплоснабжение.
Так, в договоре, предлагаемом ООО «Волгоградэнергосбыт» на электроснабжение граждан раздел « ответственность сторон» в самостоятельном виде вообще отсутствует. Упоминается о ней только п. 9.4. раздела « Заключительные положения». Читаем: «За невыполнение или не надлежащее исполнение своих обязательств по договору, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и настоящим договором». То есть, ссылка на неведомые потребителю (да, скорее всего, и исполнителю) законодательные акты. Иными словами, иди туда, не знаю куда и принеси то, неизвестно что.
В договоре, предлагаемом ООО «Волгоградрегионгаз» самостоятельный раздел «Ответственность» или исполнителя, или сторон также отсутствует. Лишь в 6-ом разделе договора «Прочие условия, почтовые и платежные реквизиты» (видите, куда запрятали) находим: п 6.3. «За нарушение обязательств по договору обе стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством». То есть, вновь посыл неизвестно куда.
Не молчи!
Аналогичная ситуация с договорами на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО, на теплоснабжение, отпуск питьевой воды, вывоз твердых бытовых отходов и коммунальное обслуживание многоквартирных домов. Во всех, одна и та же, стереотипная фраза, с незначительными вариациями, лишения какой либо конкретики, а потому совершенно бесполезная при рассмотрении возможного иска в суде. Ведь судья, прежде всего, задаст вам вопрос: «А вы читали договор, прежде чем его подписывали, сознавали, то под чем ставили свою подпись?»
Таким образом, исполнитель предпринимает конкретные шаги, чтобы легализовать свою безответственность перед потребителем, используя для этих целей, прежде всего, договор. У него для этого есть все возможности: это ему, исполнителю, доверены подготовка текста договоров и печатание бланков. И он их использует в полной полной мере, с максимальной пользой для себя, находя мелкие лазейки в законодательстве и полагаясь на отсутствие контроля и со стороны надзорных органов, и со стороны органов муниципальной власти.
А мы, в свою очередь, не требуем составления целого ряда обязательных приложений к договору, таких как:
– перечень качественных показателей, отвечающих предмету договора и требования к ним;
– калькуляция (сметы) на все виды оказываемых услуг, в том числе, в случае технического обслуживания – на каждый вид установленного в доме (квартире) газового оборудования и прибора учета (не путайте с реестром конечных цифр, который, как правило, вам предлагают вместо подробных калькуляций или смет!);
– график планово-предупредительного ремонта на сетях, подстанциях и т. д., и т. п.;
– перечень нормативных перерывов в подаче тех или иных энергоресурсов;
– расчет размера платы за коммунальные услуги;
– Для МКД – расчет платы за общедомовые нужды;
– расчет размера платы по отоплению и горячему водоснабжению;
– расчет размера платы для домов, квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
В завершение изложенных выше рекомендаций напомню еще раз об одной, наиболее важной для вашего коммунального благополучия и уверенности в том, что для вас сыграют именно ту музыку, которую вы заказывали: любой договор, своим содержанием должен опираться на те, или иные нормативные и законодательные акты, а не ссылаться на них! В противном случае, вы поставите себя в ситуацию того самого сказочного героя, который за свои деньги пошел не известно куда и не известно за чем.