В регионе идет регистрация кандидатов по выборам на должность губернатора, депутатов областной Думы, сельских дум. Они формируют свои избирательные платформы, индивидуальные программы, стараются убедить избрать именно их. Но победить на выборах не всегда означает стать полезным для региона.
На правах старожителя и ученого в сфере управления поделюсь соображениями о том, как власть и ее органы в нашем регионе попали на тупиковую ветвь в развитии.
Речь идет об избыточной централизации власти и ресурсов, обюрокрачивании системы правления. Построенная несколько лет назад вертикаль власти оказалась огромным костылем-штырем, пригвоздившем развитие как в экономике, так и в социальной сфере. Да, объявленная на федеральном уровне, она полезно консолидировала власть, кое-какой порядок навели и дисциплину между органами управления наладили. Но на местах, в регионах четко уловили только одну деталь – централизуй бюджет, пусть ко мне идут и просят, а расходую на что мне надо!
Централизация по типу «город Михайловка в границах района», возможно, удобна финансистам, но она совершенно неприемлема для жителей поселений. Она отдалила власть от народа, медленно, но настойчиво убивая местное самоуправление.
Попытка в Волгограде учредить общественных депутатов – смешна: депутаты, получающие зарплату или компенсации, так и не дотянулись до своих избирателей, а депутаты-общественники-бессребренники пытаются что-то сделать, сдвинуть дело с застоя, но тщетно – деньги-то сконцентрированы у городской власти.
А тут еще пошла тенденция-мода урезать/отменять крохи депутатских фондов на исполнение наказов избирателей, мол, бюджет не тянет. Ну и куда пойдут эти деньги? Внутреннюю бесконтрольность во власти разруливают за счет ущемления жителей, их элементарных нужд.
Большая и принципиальная ошибка, которой никто активно не воспротивился, — передача функций управления здравоохранением и образованием на региональный уровень. В этом режиме удается решить крупные, дорогостоящие задачи в районах и городах (и это хорошо!), но люди-то живут на обширной территории. Они оказались лишенными нормального медобслуживания и просвещения. Наши руководители не перестроились: они не понимают, что в современных условиях министерство не столько орган прямого управления, сколько организатор правового регулирования (сюда входит и денежное обеспечение) в порученной отрасли.
И еще одна, на мой взгляд, проблема управления, не получившая должного и понятного закрепления ни в законах, ни в жизни. Я о партиях.
70 лет мы жили при руководящей роли КПСС, но не сумели вырваться из плена бедности: как отставали от Запада на 100 лет в развитии, так и отстаем. Признаю, что успехи были: индустриализация, прорыв в космос, но какой ценой!
Ст.6 Конституции СССР о руководящей роли партии отменили еще при советской власти – дошло! А по Конституции РФ 1993 года объявили правовое государство, но надежного механизма управления через право так и не сформировали Партии рвутся порулить, пренебрегая тем, что там, где рынок, свободные деньги и ресурсы – там нужна юридическая ответственность, а партии несут лишь моральную, да и то не все.
И последнее. Значительная часть общества – это дети и пожилые люди. Каждый год мучаемся то поиском средств на детские лагеря, то на санаторно-курортное лечение всем категориям граждан, то наивно полагаем, что ГТО решит наши проблемы.
Полноте. Претенденты, создайте два новых, но самодостаточных по деньгам и власти органа управления – министерство (комитет) по организации отдыха, оздоровления и спорта и министерство (комитет) по делам ветеранов (для помощи старикам, одиноким, беднякам и т. п.). Это будет достойное управление и благостная цель для бюджетных расходов и консолидации усилий спонсоров, меценатов и других.