На минувшей неделе депутаты областной думы приняли в первом чтении закон, согласно которому отменяются прямые выборы глав городов и районов. «За» проголосовали 28 человек, против — 4. Сегодня, 29 мая судьба закона должна решиться окончательно.
Как вы оцениваете решение депутатов областной думы отказаться от прямых выборов глав городов и районов?
Виталий Билоус, руководитель ОАО «Равнинное», Котельниковский район:
– На мой взгляд, отменяя прямые выборы глав городов и районов, мы обкрадываем наш народ, лишая его права выразить свое мнение. Передача этих полномочий исключительно депутатам – не что иное, как отступление от основ демократии. Что касается формирования районной думы из числа депутатов и глав сельских поселений, то в этой идее есть здравое зерно: в районный представительный орган власти, действительно, должны входить люди, глубоко знающие проблемы села. Однако с тем, что из их числа будет избираться глава района, я категорически не согласен. Ведь в таком случае получается, что с кандидатом на эту должность определилось только одно отдельно взятое сельское поселение, а остальные жители района не смогли участвовать в его выборах. В то же время я считаю весьма сомнительным утверждение об эффективности деятельности сити-менеджеров. Хотя бы потому, что мы утратили принцип подготовки управленцев, сформированный в советские годы, когда каждый руководитель проходил все ступеньки профессионального роста, начиная с самых низов производства.
Анатолий Галичкин, зампредседателя комитета облдумы по аграрной политике и природным ресурсам:
– Я трижды избирался главой района и считаю, что определяться с кандидатом на эту должность должны все жители территории, причем только прямым голосованием. Только тогда, когда люди участвуют в этом процессе, они ощущают свою причастность к тому, что происходит в районе, как он живет и развивается. Они только-только начали привыкать к тому, что берут на себя ответственность, принимая решение о том, за кого будут голосовать. Отступление от этих принципов станет отступлением от демократии, и народ снова вернется к пониманию, что от него ничего не зависит. К тому же и глава района работает по-иному, когда он избран большинством населения, а не назначен «сверху». Потому что понимает, что несет ответственность не перед определенной группой, которая участвовала в его назначении, а перед каждым жителем, за район в целом.
Сергей Панкратов, доктор политических наук, завкафедрой политологии ВолГУ:
– Сейчас существует несколько подходов к оптимизации работы органов местного самоуправления. К сожалению, надо признать, что за время действия 131 Федерального закона о местном самоуправлении не удалось выстроить идеальную систему. Все делалось путем проб и ошибок, и зачастую к власти в районах и небольших городах приходили недостаточно компетентные и грамотные люди. Причем речь идет не исключительно о нашем регионе: такое случалось по всей стране. С другой стороны — назначение людей на высокие управленческие посты тоже не панацея. Мы имели возможность убедиться в этом на примере губернаторского корпуса, и насколько эффективен будет подобный подход в отношении глав районов, сказать сложно. С 1991 года, когда образовалась Российская Федерация, так и не был найден эффективный способ ротации управленческих кадров. Мы берем разные модели, которые существуют в других государствах мира, и пытаемся внедрить их у себя. Но не надо забывать, что многое зависит от ментальности, культуры участия людей в общественной жизни страны.
Инна Прихожан, политолог:
– Я не очень верю в эффект подобных реформ, особенно когда они касаются местной власти. Подобные процессы можно охарактеризовать строчкой из басни: а вы друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
Но суть данных нововведений на самом деле понять можно. 131 Федеральный закон, который был принят десять лет назад, выступил убийцей местного самоуправления. Права и обязанности руководители получили, а деньги нет. Как была местная власть с единственным символом власти — печатью, так и осталась. Все полномочия тянулись к регионам. Это создавало гротескные, комичные ситуации, но никак не управленческие. И вот сейчас решили понизить уровень местной власти: то есть, по большому счету, не исправлять ситуацию, а легитимизировать ее. Я не доверяю подобным манипуляциям. Они декоративные, но достаточно затратные, ведь сейчас надо приводить в соответствие всю законодательную базу. Считаю, что все наше сегодняшнее местное самоуправление – грандиозный «симулякр». Однако, может быть, теперь люди будут аккуратнее относиться к выборам глав поселений, поселковых депутатов. Ведь это будет очень близкий к ним, самый низовой уровень самоуправления.
Андрей Морозов, глава КФХ, Котельниковский район:
– Я считаю, что решение формировать представительные органы муниципальных районов из глав поселений, – очень правильное. Это позволит изменить ситуацию, когда в районных думах или советах, в основном, заседают представители городского населения. Теперь же этот перекос будет устранен. Верно и то, что из состава депутатов райдумы будет избираться глава района. Ведь главы поселения хорошо знают друг друга, и знают, кто на что способен