Почему предприниматели региона вынуждены обивать пороги судов, выходить на митинги и закрывать предприятия?
То, что происходит в Волгоградской области в сфере предпринимательства, начиная с декабря 2012 года, трудно назвать одним словом. Количество малых и средних предпринимателей неуклонно уменьшается, деловые люди вынуждены проводить время в судах и на митингах, оспаривая решения властей. Казалось бы, на фоне дефицита бюджета и значительного сокращения объемов работы промышленных гигантов вроде алюминиевого завода, «Химпрома» и других, чиновники должны разумно и по-хозяйски подходить к тем, кто несет налоги в бюджет и создает рабочие места. Но получается наоборот. Надежду на будущее внушает только то, что решения, о которых пойдет речь, были приняты до прихода к власти ныне действующего врио губернатора. Предприниматели рассчитывают, что новая команда подойдет к вопросам развития бизнеса по-другому.
Обложили
Все началось с того, что в декабре позапрошлого года мингосимущества региона приняло решение о повышении кадастровой стоимости земельных участков. Далее последовало постановление правительства Волгоградской области о применении коэффициента 2 к тем земельным участкам, где объект не был введен в эксплуатацию в течение трех лет с момента заключения договора аренды. Кроме того, в феврале 2013 года мингосимущество выпустило распоряжение № 281-р, согласно которому были утверждены значения коэффициентов категории арендатора земельного участка и дифференциации в зависимости от назначения объектов.
В результате произошло столь резкое увеличение арендной платы за землю, что многие предпочли просто свернуть бизнес. У кого-то платежи увеличились в 4 раза, у других — в 10, 20. Предприниматели подсчитали, что теперь им придется каждые пять лет выплачивать полную рыночную стоимость арендуемого участка! В массовом порядке начали разоряться небольшие ИП, у которых плата за землю выросла примерно в пять раз. В среднем в категории земель населенных пунктов кадастровая стоимость участков под индивидуальной жилой застройкой в регионе выросла в 3,3 раза, кадастровая стоимость земли под объектами торговли — на 42%. В категории «земли промышленности» участки под объектами придорожного сервиса (кафе, гостиницы, мотели, стоянки) подорожали в 4 раза, а под промышленными предприятиями — в 6,3 раза.
Мингосимущество, введя драконовские ставки, рассчитывало пополнить бюджет, но получило обратный эффект: люди пошли в суды. Они апеллировали к Постановлениям федерального правительства, Земельному кодексу РФ, Гражданскому кодексу. Согласно действующему законодательству, размер годовой платы за земельный участок не должен превышать 2% от его кадастровой стоимости. Но благодаря «инновациям» волгоградских чиновников у ряда деловых людей эта цифра повысилась до 14-20%.
Уже появились прецеденты в практике судопроизводства, когда суды совместно с прокуратурой встают на защиту бизнеса. Так, удалось доказать, что тот самый коэффициент 2, применяемый в отношении не введенных в эксплуатацию объектов, применим только к тем арендным отношениям, которые возникли после принятия соответствующего постановления правительства области (№1130).
Неделовой климат
На днях арбитражный суд области принял решение в пользу одного из таких предпринимателей, владельца ООО «Мечта», который в качестве арендной платы за земельный участок вносил порядка 1,7 млн руб. В свете вышеупомянутых решений плата увеличилась до 5, 2 млн руб. в год. Руководитель предприятия встал перед выбором: чтобы оплатить новую ставку аренды, необходимо сократить фонд оплаты труда, а для этого пришлось бы уволить порядка четырехсот человек. А все дело в том, что в отношении ООО применили, помимо прочего, тот самый коэффициент 2, так как в течение трех лет оно не ввело запланированный объект, а именно гостиничный комплекс, в эксплуатацию.
В суде предприниматель сумел доказать, что новая арендная плата в отношении него была необоснованно завышена в разы. Таким образом был создан важный прецедент, который наверняка поможет и другим.
И еще важный момент этой истории касается того, почему предприниматель не ввел объект в эксплуатацию. А по причине все той же чиновничьей волокиты. С разрешением на строительство проблемы возникают и в других регионах, но уже много лет в деловых кругах говорят о том, что в Волгоградской области ситуация одна из самых безнадежных. Например, в случае с ООО «Мечта» документов, по словам представителя ответчика Светланы Куракиной, пришлось ждать пять лет! Пока утверждали одну бумагу, устаревала другая, приходилось снова платить за оформление документов, ждать снова. На каждую подпись уходило месяц и более. Менялось законодательство, требования, СНИПы. Когда предприниматели обращались за помощью в органы местного самоуправления, то слышали в ответ: это не наши проблемы. А чьи же?
Продовольственная опасность
Кстати, об области. На первой встрече аграриев с врио губернатора Волгоградской области Андреем Бочаровым в апреле беду Ольховского района озвучил известный и уважаемый в регионе Владимир Григорьевич Ремез, руководитель СПК «Гусевка». Из-за многократного повышения кадастровой стоимости земли многие фермерские хозяйства в районе оказались на грани разорения. Кроме того, повышение относится и к пайщикам, и к владельцам приусадебных хозяйств. Владимир Григорьевич рассказал о том, что обращение к властям по этому поводу подписали более восьмисот жителей Ольховского района.
Как рассказал позже Владимир Ремез журналисту «ИНТЕРа», ольховчане получили ответ из регионального мингосимущества, из которого следовало, что решение о повышении кадастровой стоимости земли носило рекомендательный характер, и последнее слово было за властями каждого отдельно взятого района. Теперь ольховчане напряженно ждут, какие меры примет районная власть, будет ли отменено постановление. Всем ясно: при такой кадастровой стоимости земли фермеров не спасут никакие дотации.
Судный день
Из-за новых условий оценки земли пострадают и жители городов и сел, так как завышенные ставки аренды применяются и к участкам, которые предприниматели должны благоустроить: разбить газоны, установить лавочки, посадить деревья. Теперь многие бизнесмены просто не в силах взвалить на себя еще и социальную нагрузку.
Новые ставки касаются и любого гражданина, у которого земельный участок находиться как в аренде, так и в собственности. Арендная плата, как и налог, напрямую зависит от кадастровой стоимости.
К печальному выводу о том, что в регионе вымирает бизнес, пришли и предприниматели, входящие в региональную коалицию общественных организаций по защите прав и представлению интересов предпринимательства Волгограда и области. На заседании в январе этого года они подняли вопрос: почему оспаривать некорректную кадастровую оценку земли каждому из них приходится оспаривать в суде? Может, проблему надо решить в принципе, отменив неправомерные постановления?
Татьяна Шибченко, председатель правления Центра защиты и развития бизнеса «Дело»
Еще в начале 2000-ых годов в регионе некой компанией из Таганрога была проведена оценка кадастровой стоимости земли, в результате которой участки заметно подорожали. При этом недоумение вызывало то, что, например, земля в центре Волгограда стала стоить дешевле, чем в промзоне Дзержинского района или в камышовых зарослях Кировского. И тем не менее спустя пять лет той же самой компании было доверено провести новую кадастровую оценку земли.
Сейчас малый и средний бизнес в регионе действительно находится в очень сложном положении. Вопросов возникает много: например, насколько правомерно было решение передать в распоряжение регионального мингосимущества все земельные участки Волгограда? Считаю, что этот вопрос требует внимания правоохранительных органов.
Всем очевидно, что регион не может развиваться без эффективного использования земельных участков, создания там новых предприятий. Но предпринимателю, особенно начинающему, получить земельный участок крайне сложно. Нет единой базы данных о пустующих участках, нет инвестиционной карты Волгограда. Мы видим пустыри, которые не используются годами, но когда к ним проявляют интерес, оказывается, что эта земля занята. Так было, например, в Городищенском районе, где два года назад предприниматели обратились с просьбой о выделении участка земли на холмах — хотели организовать там катание с горок. Оказалось, что все земли выкуплены одним человеком, и никакой возможности развивать бизнес здесь нет, при этом и он сам их не использует.
Сейчас как никогда важно объединиться и сделать все возможное для создания благоприятного делового климата в регионе. Уверена, что у нас нет другого пути, если мы хотим вырваться вперед в экономическом и в социальном развитии.