Что делать, если ребенок в виртуальном пространстве живет гораздо больше, чем в реальном
«Не знаю, что делать с сыном, — как-то в отчаянии призналась знакомая. — Ни к чему нет интереса, кроме как к компьютеру. Приходит домой после института — и сразу к экрану. Игры, соцсети… Ощущение, что к реальной жизни интереса у него нет вообще. В вуз поступил, потому что я настояла, особых друзей тоже нет, с девушками не встречается. Я не знаю, что с ним делать, временами прямо отчаяние охватывает…»
Общаясь с другими знакомыми, убедился: таких всерьез зависших в Сети вокруг нас много, и будет еще больше. Писатели-фантасты давно предрекали, что с развитием кибернетики у человека могут возникнуть проблемы. В основном подразумевалось, что машины, наделенные искусственным интеллектом, могут выйти из повиновения. Но никому в голову не могло прийти, что опасность может обозначиться гораздо раньше и с неожиданной стороны. Надо признать: компьютерные игровые программы забирают души наших детей.
«Будьте готовы изменяться сами»
Что думают по поводу виртуального засилья специалисты? И как оличить игроманию от увлечения игрой?
— Игра как таковая имеет важное значение в развитии ребенка, — говорит кандидат психологических наук, доцент педагогического университета Ольга Меркулова. — В ней формируются воображение, способность действовать в соответствии с правилами и другие навыки. При подготовке к школе и в дальнейшем игры могут облегчать обучение, делая его более интересным и увлекательным. То же относится и к компьютерным игровым программам — многие из их являются развивающими. Но, к сожалению, не все. И тут главное не переборщить.
— Ольга Петровна, а когда наука рекомендует приобщать ребенка к компьютеру?
— Однозначно не стоит делать это слишком рано — до того, как ребенок достаточно хорошо освоил действия с реальными предметами и речь. Родителям может казаться, что раннее освоение компьютера — это признак успешного развития ребенка. Но та нагрузка на нервную систему, зрение и психику детей, которая с этим связана, в будущем может отозваться проблемами. Вполне уместным может быть знакомство с компьютером в период подготовки к школе.
— А каковы факторы, способствующие компьютерной игромании?
— Есть исследования, которые показывают, что игровая зависимость связана с неразвитостью умения играть в обычные реальные игры — в частности, намеренно «входить» в игру и «выходить» из нее. Важно различать игровую зависимость и вполне нормальное увлечение компьютерными играми. Об игромании можно говорить тогда, когда из-за игры ребенок или взрослый отказывается от других значимых дел — учебы или работы, общения с близкими, активного отдыха. Причины игровой, как и любой другой зависимости, ребенка, как правило, стоит искать в семье. Я бы не стала говорить о том, что компьютер забирает души детей. Но вложенное в него увлекательное содержание может заполнить душу ребенка — если в ней зияют раны непонимания и обид, пустоты от несостоявшегося доверительного общения с родителями, если не возникли или оборвались связи с реальным миром. Ребенку, которого понимают и принимают родители, у которого есть интересы и увлечения вне компьютера, вряд ли грозит игровая зависимость.
— Что же следует предпринять, когда дело зашло достаточно далеко?
— Конечно, лучше всего обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах зависимости и найти пути решения проблемы в конкретной ситуации. Если же родители заметили только первые признаки проблемы, можно попытаться самостоятельно разобраться в ситуации — с помощью книг для родителей или рекомендаций психологов в Интернете; проявить больше внимания к ребенку, понять, что его беспокоит, что интересует, чего не хватает в реальной жизни. Но в любом случае, родителям важно быть готовым не только «лечить» ребенка, но изменяться самим.
«Я хотел попробовать умереть»
…Однако иногда ситуация доходит до случаев крайних и трагичных, как было в московской школе 3 февраля этого года, где благополучный, казалось бы, подросток застрелил двух человек.
Эксперты сошлись во мнении, что одной из причин трагедии стало влияние жестоких компьютерных «стрелялок». Совет по правам человека РФ выдвинул «железный» аргумент: подобные игры входят в процесс обучения спецназовцев. Но волгоградские эксперты склонны искать главную причину московской трагедии в семейных отношениях.
— В книге «Как любить ребенка» известный польский психолог и педагог Янош Корчак выделяет разные типы воспитательных сред, — объясняет кандидат психологических наук, доцент педагогического университета Александр Крицкий. — Одна из них – опасная и калечащая, и при этом наиболее распространенная в современных семьях и школах — среда внешнего лоска и карьеры. В ней ребенка не любят, а оценивают, «покупают и продают», ждут максимальных успехов любой ценой во всем: в спорте, в учебе и так далее. Страх оказаться не соответствующим ожиданиям родителей или учителей может привести ребенка к стрессу, депрессии, протесту. Иногда протест выражается в стрельбе. В лучшем случае виртуальной, в худшем – реальной. Помните, что говорил тот мальчик? «Я хотел умереть, хотел попробовать…»
Михаил Бобиченко
В тему
Человек-одиночка
По мнению врачей, до компьютерных игр приводят к серьезной психологической зависимости, а она, в свою очередь, может повлиять на становление личности. Постоянно играющий ребенок вырастит человеком-одиночкой, переместившимся из реальности в виртуальный мир компьютерных игр.Вот несколько самых распространенных признаков детской игромании:
1. Защитная активность. Стоит призадуматься, если ребенок оправдывается, когда его ругают за длительное время, проведенное за компьютером. Попытки защитить «железного друга» или преуменьшить его влияние на психику – верный признак компьютерной зависимости.
2. Пренебрежение другими увлечениями. Тревожный признак игромании — это когда в жизни, кроме компьютера, больше ничего не надо. Прежние увлечения давно забыты, футбольный мяч или любимая кукла пылятся в углу? Пора спасать ваше чадо немедленно!
3. Плохая успеваемость. Неудовлетворительную оценку в школе можно получить случайно. На общую успеваемость это не должно повлиять. Но если в дневнике только «двойки» и замечания от учителей, при этом ваш ребенок игнорирует занятия в школе, не выполняет домашнее задание, а только часами сидит, уставившись в монитор, — это очень плохо!
4. Время, проведенное за компьютером. Ради эксперимента засеките, сколько времени в среднем ваш ребенок тратит на компьютерные игры. Врачи-офтальмологи рекомендуют не более 1-2 часов подряд. Проверили и ужаснулись? Тогда самое время вводить ограничения.
5. Рассеянное внимание. Зависимые от компьютера подростки страдают хроническим дефицитом внимания. В некоторых случаях это лишь клиническое определение, однако, хотя и частичная, взаимосвязь с компьютерными играми все же имеется.
P.S. Уважаемые родители! Если у вас есть вопросы по теме игровой зависимости, присылайте их в «ИНТЕР» по обычной или электронной почте (все данные на стр. 16) или задавайте по тел.: (8442) 97-23-97. Мы передадим их специалистам и ответим вам через газету.