О обстановке на территории региона с точки зрения борьбы с преступностью «ИНТЕРу» рассказал заместитель прокурора Волгоградской области А.В.Руднев
— Александр Викторович, расскажите, как обстоит дело с криминальной обстановкой на территории региона?
— На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения числа зарегистрированных преступлений. К примеру, в прошедшем году их количество снизилось почти на 7% и составило 36,5 тыс. Подавляющее большинство посягательств традиционно составляют хищения. В целом раскрываемость преступлений составляет 57,5%, но это усредненная цифра. Раскрываемость убийств, например, 90%.
Тем не менее, свыше 15 тыс. деяний остались не раскрытыми. Это значит, что совершившие их лица избежали ответственности. Именно этот показатель нас тревожит больше всего, и является одним из критериев оценки работы правоохранительной системы.
Отмечу также, что само по себе увеличение или снижение числа преступлений еще не дает представления о том, улучшилась обстановка или, наоборот, ухудшилась.
Так, например, сокращение преступности может быть связано не только с профилактическими мерами, но и попросту с укрытием преступлений. Ежегодно прокурорами области восстанавливается на учете свыше 4 тыс. преступлений, которые органы следствия и дознания по различным причинам сокрыли от статистики, и, соответственно, от расследования.

— Какова роль прокуратуры в системе противодействия преступности?
— Направлений в этом плане много. От надзора за исполнением законодательства о профилактике правонарушений, до направления уголовных дел в суд и поддержания государственного обвинения.
Скажу лишь, что по материалам прокурорских проверок в 2013 году возбуждено свыше 500 уголовных дел. В суд направлено более 16 тыс. дел. В работе органов расследования выявлено 73 тыс. нарушений. Мы последовательно добиваемся законности принимаемых решений, качества следствия и дознания, соблюдения разумных процессуальных сроков, восстановления законных прав участников судопроизводства.

— Что изменилось в связи с передачей полномочий по ведению статистики от органов внутренних дел прокуратуре? Повлияла ли передача полномочий на объективность статданных? Можно ли надеяться на отход от так называемой «палочной» системы к реальной раскрываемости преступлений?
— На сегодняшний день идет поэтапная передача полномочий субъекта статистики органам прокуратуры. На территории нашего региона применяется прежний порядок учета преступлений. Вместе с тем, в каждой прокуратуре субъекта РФ создано специализированное подразделение, которому в перспективе и перейдут эти функции.
Сейчас наше управление статистики занимается контрольной деятельностью, то есть проводит проверки достоверности статданных. Могу отметить, что в прошедшем году достаточно активно прокуратура работала на обеспечение объективности уголовно-правовой регистрации. Выявлено свыше 13 тыс. случаев искажения, скорректированы сотни позиций.
Безусловно, смыслом передачи функции учета органам прокуратуры является обеспечение максимальной достоверности характеристик преступности, в силу относительной независимости надзирающего органа от других ведомств, и, соответственно, от их рейтингов.

— Можно ли надеяться в этой связи на отход от так называемой «палочной» системы к реальной раскрываемости преступлений?
— Как бы нам не хотелось, но без количественной оценки работы системы не обойтись. Более того, это один из самых распространенных методов анализа. И это нормально. Порой заменить такой способ определения эффективности работы просто нечем.
К примеру, как еще можно оценить деятельность следователя, если речь идет о направлении прокурору уголовных дел, расследованных с нарушениями закона? Число возвращенных дел будет однозначно свидетельствовать о негативном явлении, с которым нужно бороться.
Или, когда мы говорим о сроках расследования. Думаю, все согласятся, что волокита, а соответственно, рост количества дел, расследованных с превышением установленных сроков — очевидный повод для беспокойства.
Поэтому так называемая «палочная» система — не есть зло. Это необходимый элемент аналитической деятельности, без которой невозможно принятие эффективных управленческих решений. Другое дело, когда сам анализ явно не обременен системностью и всесторонностью. Ведь оценить ту или иную динамику можно примитивно по принципу «плохо» или «хорошо». Меньше выявлено нарушений -«плохо» сработали, больше нарушений — «повысилась активность». Такой подход неизбежно искажает смысл количественного анализа, и, видимо, он и получил столь отталкивающее название «палочная система».

— Какие из наиболее «нашумевших» уголовных дел, находящихся в поднадзорных следственных органах, направлены в суд с утвержденным обвинительным заключением, какие планируется направить в ближайшее время? Особенно интересуют преступления в сфере ЖКХ, в том числе какое наказание понесут виновные, выплатят ли они украденные деньги?
— Трудно отнести преступления к «нашумевшим» или нет. Для нас мелкое деяние, не вызвавшее интереса у СМИ, порой не менее важно, чем растиражированное преступление. К примеру, в прошлом году мы направили в суд дело о телефонном мошенничестве, где пострадавшие — жители нескольких регионов — исчислялись тысячами.
Или недавно по материалам прокуратуры Центрального района возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников одной из фирм, похищавших деньги у граждан под предлогом предоставления коммерческой информации об аренде жилья.
Информация о наиболее резонансных делах предлагается на официальном сайте прокуратуры области, и все желающие могут с ней ознакомиться.

— Жителей особенно интересуют преступления в сфере ЖКХ. Понесут ли виновные наказание, выплатят ли они украденные деньги?
— Сфера ЖКХ — один из наиболее привлекательных для преступников сегментов экономики. Сейчас расследуется около 40 уголовных дел этой категории. Свыше десятка дел в прошедшем году направлено в суд, многие из них уже рассмотрены. Объективной сложностью по таким уголовным делам является установление канала, по которому «утекли» деньги. Порой непросто отличить реальные хозяйственные отношения с оказанием реальных услуг от фиктивных сделок, целью которых является обналичивание похищенных средств.
Не всегда мы видим адекватное и наступательное расследование со стороны органов следствия, в связи с чем не единичны акты прокурорского реагирования на волокиту. Мы и впредь последовательно и упорно будем добиваться привлечения воров к ответственности.
К примеру, недавно осужден директор одной из фирм Тракторозаводского района Глинкин к 2 годом лишения свободы. Он похитил более 30 млн руб.
На сегодняшний день идет процедура экстрадиции из Болгарской республики бывшего председателя одной из избирательных комиссий Серенко, обвиняемого в многомиллионном хищении.
В части возмещения ущерба по таким делам следует посетовать, что полномочия прокурора здесь ограничены законом, поскольку ущерб причиняется, как правило, предприятиям — поставщикам, а не государству напрямую. Сами поставщики, к сожалению, не проявляют должной активности по взысканию похищенного, что также было предметом реагирования прокуратуры.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here