Журналист «ИНТЕРа» задался вопросом: в каком банке выгодней всего взять деньги взаймы? Всерьез я задумалась об этом, случайно оказавшись в одном из офисов МТС в Советском районе Волгограда. Зашла без комиссии положить деньги на телефон и очень удивилась, когда мне почему-то предложили здесь взять кредит.
Два в одном
В офисе то ли банка, то ли салона сотовой связи была такая толчея, что я засомневалась – туда ли пришла? Вся стойка была завалена заявлениями на получение кредитов в «МТС-Банке». Мало того, любой, находившийся в офисе, мог спокойно прочитать, как зовут будущего заемщика, где он живет, сколько зарабатывает и какую сумму кредита берет. И где гарантия, что в толпе жаждущих получить кредит не нашлось такого, кто, воспользовавшись ситуацией, не сфотографировал ценную информацию, к примеру, на мобильный телефон?
Но пока я раздумывала, что происходит, один из бойких продавцов предложил и мне пополнить армию заемщиков. Признаюсь, меня сразу насторожил его невнятный рассказ про условия, на которых банк кредитует.
Бесспорно, очень удобно находить будущих заемщиков в офисе по продаже чего-либо. Но насколько это законно?
Что скрывает мелкий шрифт
Ответ на этот вопрос я искала в рекламном проспекте вышеназванного банка. В ней приводятся заманчивые схемы работы банка с клиентами. Например, банк дает заемщику определенный срок на покупки и потом еще некоторое время на погашение суммы. Сам банк этот период называет «беспроцентным кредитованием». Но за его пределами за кредит, разумеется, придется платить. Внизу мелким шрифтом написано, что, оказывается, процентная ставка по кредиту — 23, 35 и 55% годовых. Ставки, если сравнивать с целям рядом других банков, не самые низкие, особенно 55%. И еще ниже указаны неустойки и штрафы по отношению к должникам.
И тут же такая информация: при совершении платежей в пользу некоторых поставщиков услуг и при снятии денежных средств с карты у вас могут взять комиссию, размер которой следует уточнить… перед совершением операции. Хорошо, если клиент банка это прочитает. А если нет, то об этом сюрпризе он даже не узнает.
Комментарий в тему
Виталий Осадчий, начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора:
— На днях я побывал на пресс-конференции с участием руководителя одного из банков. Так вот он признался, что еще ни разу не встречал человека, который бы прочитал кредитный договор, что называется, от корки до корки до его заключения. Обычно потенциальные клиенты пробегают глазами первые несколько строк – и ставят подпись. Это неправильно. Потому что кредитный договор – серьезный финансовый документ, и, прежде чем его подписать, надо внимательно вникнуть в содержание.
Задача потребителя – получить об услугах и предложениях банка как можно больше информации. Я бы советовал как минимум зайти на официальный сайт выбранного банка в Интернете. А как максимум – заглянуть на сайты других банковских структур и сравнить спектр услуг, и лишь потом делать вывод.
Что же касается дилерского центра, то он имеет право осуществлять свою деятельность в виде офиса. Правда, при условии, что у него есть дилерский договор. Нарушений действующего законодательства в данном случае нет.
Особого внимания заслуживает сегодняшняя практика предоставления кредитов на период, за который проценты не начисляются. Потому что в случае просрочки срока «беспроцентного» кредита банк выдаст вам кредит на условиях, которые прописаны в нижней части буклета. Учтите, что размер неустоек и штрафов банк определяет самостоятельно. Необходимо понимать, что, предоставляя денежные средства на беспроцентный период, в последующем он попытается заработать по максимуму.
Алена Москвина