Фото: yandex.ru

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Ю. В. Афонин направил обращение председателю правительства Российской Федерации М. В. Мишустину по поводу выставления значительной части населения России экономически необоснованных счетов за отопление. В масштабах страны речь идет о десятках миллиардов рублей, которые жители многоквартирных домов каждый год переплачивают за эту коммунальную услугу. В своем обращении Юрий Афонин предлагает конкретные изменения в нормативные правовые акты, которые позволят покончить с этими переплатами.

В минувшем году модальная (то есть самая распространенная) зарплата в России составила 23,5 тысячи рублей. Средняя пенсия – около 14 тысяч. А средний размер коммунальных платежей – порядка 4 тысяч рублей (это данные Сбербанка, которые, пожалуй, выглядят еще и заниженными). Эти цифры наглядно показывают, что коммунальные платежи, почти незаметные в советские времена, стали при капитализме настоящим бедствием. А самая большая статья коммунальных платежей – плата за отопление. По официальным данным Росстата, за последние 20 лет тарифы на теплоэнергию для населения выросли более чем в 32 раза, притом что общий индекс роста цен за этот период составил всего около 6,5 раз. 20 лет плата за отопление скакала вверх намного быстрее инфляции. Очевидно, что огромные платежи за отопление фактически стали данью, которую россияне платят сырьевой олигархии, присвоившей себе российские газ, нефть, уголь, энергетику.

КПРФ не считает экономически обоснованными нынешние тарифы на теплоэнергию. По мнению коммунистов, в эти тарифы фактически заложены сверхприбыли сырьевых и энергетических монополистов. Но проблема усугубляется тем, что миллионы россиян сегодня платят за тепло намного больше, чем должны платить даже по этим грабительским тарифам!

Дело в следующем. Уже большинство многоквартирных домов в России оборудовали общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Понятно, почему общедомовыми: тепловой счетчик – сложный и дорогой прибор, и ставить его в каждую квартиру очень накладно. В таких многоквартирных домах расчет платы за отопление ведется по довольно сложным формулам. Но в этих формулах стоят величины, которые в итоге и определяют размер платежа:

— показания общедомового счетчика тепловой энергии;

— площадь конкретной квартиры, для которой рассчитывается плата за отопление;

— площадь всех помещений дома, находящихся в чьей-либо собственности (это квартиры, а также офисы и магазины, расположенные в этом доме);

— площадь помещений, находящихся в общедомовой собственности (лестничные площадки, коридоры, колясочные, лифты, чердаки, подвалы, технические этажи).

Формулы расчета таковы, что, чем больше доля вашей квартиры в общей площади дома, тем больше вы должны заплатить за отопление. Конечно, человек хорошо знает, какова площадь его квартиры. Но вот знает ли он, какова площадь остальных помещений дома? В подавляющем большинстве случаев, конечно, не знает.

Тут просто огромное поле для злоупотреблений со стороны управляющих компаний. Стоит только занизить общую площадь дома, как размер платежа за отопление с каждой квартиры вырастет!

Вы скажете: такой обман легко раскрыть. Ведь среди россиян уже немало активных людей, которые понимают: коммунальные капиталисты сплошь и рядом мошенничают и фактически грабят жильцов. Такие люди найдут сведения о площади дома, проведут расчеты по формулам и выявят лишние начисления за отопление.

Но все не так просто! С одной стороны, данные о площади помещений своего многоквартирного дома сегодня можно узнать прямо в интернете: эти сведения имеются на сайтах региональных операторов капитального ремонта и в Государственной информационной системе ЖКХ. Туда сведения вносятся на основании действующих паспортов многоквартирных домов, которые находятся в руках управляющих компаний. Но правозащитная практика показывает, что эти данные часто являются недостоверными. А самые достоверные данные о площади многоквартирных домов хранятся в бюро технической инвентаризации. Это техническая документация, фиксирующая данные дома на момент его ввода в эксплуатацию.

Откуда в действующих паспортах многоквартирных домов неверные сведения о площади помещений? Отчасти это связано с порядочным бардаком, который царит в российском ЖКХ в результате его приватизации. Но очевидно, что имеет место и намеренное занижение площади помещений домов управляющими компаниями. Правозащитники, работающие в сфере ЖКХ, отмечают, что есть случаи занижения на 2 тысячи кв. метров и даже более.

К чему это ведет? Возьмем многоквартирный жилой дом с общей площадью помещений в 9 тыс. кв. метров (достаточно типичный показатель для распространенных серий многоэтажек). Если занизить площадь этого дома на 2 тыс. кв. метров, то результатом станет увеличение суммы платежей за отопление, начисляемых на каждую квартиру этого дома, примерно на 28%. При типичных российских платежах за отопление дополнительная сумма, начисленная (совершенно незаконно!) на каждую квартиру, составит порядка 5 тыс. рублей в год! А с учетом высокой распространенности этой схемы, в целом по России речь идет о десятках миллиардов рублей, которые управляющие компании незаконно собирают с жильцов.

А бывает еще вот так. Управляющая компания не может установить собственника нежилого помещения или место его нахождения. Предположим, какой-то бизнесмен выкупил в жилом доме довольно значительную площадь, хотел создать здесь некий коммерческий объект, но что-то у него не заладилось. Помещения стоят пустые, доступа в них никому нет, собственник живет где-нибудь на Сейшельских островах, купается в теплом океане, а управляющая компания даже не может его найти, чтобы вчинить иск за неоплаченное отопление. И отключить эти помещения от отопления технически невозможно – останется без тепла ряд квартир этого же стояка. Что делает управляющая компания? Она просто исключает из расчетов площадь принадлежащего такому собственнику помещения. По бумагам площадь дома уменьшается на эту величину, а в реальности плата за отопление этого помещения разверстывается между квартирами этого дома.

Ясно, что именно нужно делать, чтобы бороться с этим грабежом. Если жильцы понимают, что им выставляют явно завышенные счета за отопление, надо требовать проверки данных о площади помещений многоквартирного дома. А вдруг площадь занижена, и именно это вызывает переплату? Хорошо бы также проверить и достоверность показаний общедомового счетчика тепловой энергии. От кого требовать проверки? От органов государственного надзора, в данном случае – прежде всего от Жилищной инспекции.

Но тут выясняется фантастическая вещь: оказывается, по закону у органов государственного надзора сейчас НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ проверять достоверность исходных данных, которые управляющие компании используют при расчете коммунальных платежей.

Выглядит это примерно так. Пишет владелец квартиры в Жилинспекцию: караул, грабят! Мне начисляют плату за отопление на 400 рублей в месяц больше, чем в такой же квартире в такой же соседней многоэтажке. У меня там знакомый живет, я точно знаю. Жилинспекция рапортует: расчеты управляющей компании мы проверили. Вот смотрите: вот площадь вашей квартиры, вот площадь помещений дома, вот показания общедомового счетчика. Считаем по формуле: все верно. Столько вы и должны платить. Если жилец грамотный, он спрашивает: ну а площадь дома не может быть занижена? Ну или, может, общедомовой счетчик тепла барахлит и дает завышенные показания? А тут ему отвечают: извините, у нас нет полномочий проверять исходные данные, используемые для расчета. Мы проверяем только арифметическую правильность самого расчета. Можете сами взять калькулятор и посчитать – у вас то же самое получится. Занавес!

Возникла ли эта ситуация по недомыслию чиновников? Или это лоббисты коммунальной буржуазии специально заложили в законодательство такую «мину»? Чтобы коммунальные «бароны» могли незаконно обогащаться? Это науке неизвестно. Но ситуацию надо исправлять!

Эта удивительная правовая ситуация создана двумя постановлениями правительства России. Одно постановление (№ 354 от 06.05.2011) устанавливает «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Второе постановление (№ 493 от 11.06.2013) утверждает «Положение о государственном жилищном надзоре». Депутат-коммунист Юрий Афонин в своем обращении к председателю правительства Михаилу Мишустину предлагает скорректировать эти нормативные правовые акты. А именно:

— в «Правилах предоставления коммунальных услуг…» обязать организации, предоставляющие услуги, использовать при расчете платы достоверные показания счетчиков тепловой энергии и достоверные сведения о площади многоквартирных домов;

— в «Положение о государственном жилищном надзоре» добавить норму о том, что предметом проверок должна быть также и достоверность вышеуказанных исходных данных, используемых при расчете платы за коммунальные услуги.

Трудно придумать причины, чтобы отвергнуть эти предложения. Если правительство их примет, то автоматического снижения платы за отопление, конечно, не произойдет. Но у всех, кто борется за права граждан в сфере ЖКХ, появится в руках мощное оружие. Можно будет требовать от органов государственного надзора проверки всех данных, используемых при расчете платы за коммунальные услуги.

В конце января Юрий Афонин в Хакасии принял участие в учредительном собрании региональной организации «Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ». Подобные организации  создаются сегодня под эгидой КПРФ в разных регионах страны. Такая самоорганизация граждан открывает возможность проверить обоснованность коммунальных платежей в каждом доме! А это позволит сохранить в карманах граждан миллиарды рублей, которые сегодня незаконно утекают в лапы коммунальных капиталистов.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here