В Волгограде массово уничтожают малый бизнес
На днях в редакцию позвонил волгоградский предприниматель Евгений Ефимов и поделился радостью – его пункту по приему стеклотары, наконец, нашлось место под солнцем. Местные власти выделили компенсационный участок взамен тому, на котором киоск располагался в Ворошиловском районе.
Давние читатели ИНТЕРа скорее всего помнят его историю – бюрократы на протяжении многих лет «кошмарили» Ефимова, пытаясь снести с лица земли небольшое помещение, занимавшее всего 12 кв. м. Право заниматься бизнесом, кормившим семью, в том числе, родителей-пенсионеров Ефимова, он отстаивал в судебных инстанциях. Решения выносились в его пользу, но чиновники с завидным упорством пытались их опротестовать.
ИНТЕР поддерживал предпринимателя в течение всего этого времени. И теперь мы рады поздравить его с окончательной победой.
– Когда я начал борьбу с чиновниками, многие удивлялись моему упорству, – говорит Евгений Валерьевич. – Эта борьба стоила мне многих сил и нервов. Но не мог я, внук деда, который разбил фашистов под Сталинградом, уступить бюрократической машине. Какой пример я подал бы своим дочерям? Надеюсь, что мои усилия подвигнут и других предпринимателей отстаивать свои интересы.
А таких предпринимателей, чей малый бизнес уничтожают, становится все больше и больше.
«Самоволка»
Пытается отстоять свое право на бизнес в судах предприниматель со стажем Андрей Шатохин. Но получается это у него плохо – в первой и апелляционной инстанциях он проиграл, Верховный суд разбираться в его «мелком» деле не желает.
Предмет разбирательства – торговая точка, находившаяся на пересечении ул. Невской и Пархоменко. Договор на аренду земельного участка Шатохин заключил в 2005 году. Получил разрешение на размещение торгового павильона с остановочным навесом. Но строительство далось ему нелегко – без привлечения заемных средств, только за счет собственных накоплений.
В 2014 году Шатохин подарил павильон матери Элеоноре Даниловне – та, выйдя на пенсию, решила заняться собственным делом. Тогда же она зарегистрировала право собственности на объект незавершенного строительства. Семейный бизнес развивался с переменным успехом. Были, не скрывает Шатохин, времена, когда он не мог вовремя заплатить налоги. Потом, по его выражению «стартанул» и полностью расплатился с долгами перед государством. Но как бы сложно не приходилось, в помощи местным властям никогда не отказывал: подарки для ветеранов – пожалуйста, детский праздник – без вопросов.
Под откос бизнес пошел в 2016 году, когда павильон Шатохиных попал под тотальную «зачистку». В октябре предпринимателя поставили перед фактом – «самовольно установленный объект» будет снесен.
Противоречивая экспертиза
– Я решил снести павильон самостоятельно, поскольку иначе мне пришлось бы еще и оплачивать расходы на его демонтаж, транспортировку и хранение останков, – поделился Андрей Иванович. – Но это не значит, что я согласен с действиями чиновников.
Когда разбирательства перешли в судебную плоскость, Шатохин попытался опротестовать постановление Центральной райадминистрации о сносе павильона, а та потребовала лишить Элеонору Даниловну права собственности на объект.
Чиновников суд поддержал без вопросов. Шатохину отказал. Основание – павильон не является недвижимостью, он так и не введен в эксплуатацию, а, кроме того, в ходе его строительства собственник отошел от первоначального проекта, на основании которого было выдано разрешение на строительство.
Выводы суд сделал на основании судебной экспертизы, выполненной специалистами ВолгГАСУ. Шатохин называет ее противоречивой.
– Вуз, которому она была заказана, не сертифицирован в качестве экспертной организации. Результаты ее противоречивы. С одной стороны он говорит, что павильон не является объектом капстроительства, поскольку не имеет прочной связи с землей. С другой – подтверждает, что его невозможно перенести, не нарушив прочность конструкции.
По словам Шатохина, он представил в суд другую экспертизу, которая по всем направлениям пришла к совершенно противоположным выводам. Однако суд не принял ее во внимание.
Добра не помнящие
Лишился своего устоявшегося бизнеса и Роман Джалалян, предприниматель с 20-летним стажем.
– В 2006 году мне предоставили участок – около 1 700 кв. м. – у остановки трамвая «Ул. Землячки», – рассказывает он. – Я разместил там 21 объект, в которых расположились 11 предпринимателей. В 2013 году власти поменяли правила игры – земельные вопросы передали в ведение регионального Мингосимущества. Мне тут же отказали с продлении договора. А в августе предложили: хочешь – оставайся, но цена аренды увеличится в десять раз. Я согласился – что было делать? И получил счет на 700 тыс. руб. – с начала года по июль.
В феврале 2016 года власти разработали механизм включения мест в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Волгограда. Объекты Джалаляна в нее не включили. Предприниматель дважды обращался в Дзержинскую райадминистрацию с просьбой о включении в схему. Ему отказывали. И взамен утраченного ничего не предлагали.
– Мою семью оставили без источника дохода, – говорит Роман Рубенович. – В числе пострадавших оказались и мои сотрудники. Среди них – Татьяна Николаевна Дружинина, которая в 2015-2016 годах находилась в зоне вооруженного конфликта на территории Сирийской Арабской Республики при войсковой части в качестве повара-универсала. Она была удостоена благодарности Президента России и медали «За ратную доблесть». А вернувшись, осталась без работы.
Роман Джалалян и самого власти не раз благодарили за помощь. Он получал грамоты от Президента РФ, регионального управляющего в Сирии, зам. командующего авиационной группы в САР. Но сейчас никто об этом не вспоминает.
Кто вписался в схему
Еще один пострадавший предприниматель – Сергей Горин. Его аптека «Мелодия здоровья» попала в зону благоустройства, объединяющую ул. Краснознаменскую, Сурский сквер и площадку перед ГДЮЦ. Как и во многих других случаях, суд признал размещенные там объекты возведенными незаконно. Хотя в свое время Сергей Александрович заключил договор аренды земли, получил разрешение на размещение НТО, оформил павильон в собственность. Сегодня все эти документы – филькина грамота.
– У меня только один вопрос, – говорит Сергей Горин. – Если власти считают, что моей аптеке не место в «общественно-креативной зоне», почему в нее прекрасно вписывается киоск «Рустерс»? Не потому ли, что, насколько мне известно, его владелец – один из бывших мэров Волгограда?
Другие предприниматели также считают, что ссылки власти на необходимость привести город в порядок к ЧМ-2018, мягко говоря, лукавство. Речь идет о переделе рынка в угоду «своим». И уже через некоторое время на месте снесенных НТО появятся другие. Да и сейчас под властный каток попадают далеко не все – многие киоски, работающие, как уверяют наши собеседники, без разрешительной документации и имеющие плачевный вид, никто не сносит. Возможно, просто потому, что место, которое они занимают, не является лакомым куском.
Галина Гунькина