Напомним, модель очередной реформы медицинского страхования была разработана еще весной прошлого года, на этот раз Всероссийским союзом страховщиков. Тогда же она была передана главе фонда «Центр стратегических разработок» Алексею Кудрину. Доработанный проект в качестве экспертного предложения представили правительству РФ и Минфину. Минфин, в свою очередь, подготовил первичную концепцию по реформе.
В чем же суть грядущей реформы?
Если очень коротко, то появятся два основных нововведения: граждане смогут с полисом ОМС выбирать клинику, в которую они хотят обратиться, и полисом можно будет частично оплатить медицинские услуги не только государственных, но и коммерческих медицинских учреждений, причем, как отечественных, так и зарубежных.
С полисом – в частную клинику
Создатели проекта реформы считают, что главная проблема нынешней системы здравоохранения в том, что государственные поликлиники, получая средства от Фонда ОМС, фактически оказывают лишь малую часть медицинских услуг россиянам. В результате им приходится обращаться за компетентной помощью в частные клиники и соответственно платить за лечение из собственного кармана, будучи застрахованными по программе ОМС. Реформа, проведение которой Минфин предлагает начать в 2018 году, призвана исправить этот перекос.
Каким же образом можно будет лечиться в частной клинике по полису ОМС? Мало кто знает, что и сейчас это в принципе возможно. В частности, в Волгоградской области в системе ОМС работают на сегодня 46 клиник с негосударственной формой собственности. Такую информацию ИНТЕРу предоставил «ТФОМС» региона. Все они включены в реестр медицинских учреждений области и ознакомиться с ним может каждый, зайдя на сайт этой организации. Отмечается, что качество медицинской помощи, оказанной в частных клиниках, работающих в системе ОМС, как и в государственных учреждениях, контролируется врачами-экспертами страховых медицинских организаций и Фонда.
Однако утверждать, что волгоградцы активно пользуются этим правом, было бы не правдой. Во-первых, частные клиники специально факт своего сотрудничества с государством, как правило, не афишируют. Это и понятно — с клиента за одну и ту же услугу можно взять гораздо больше, чем с родного отечества. А, во-вторых, бесплатными в негосударственных клиниках являются не все медицинские услуги, а только определенный их перечень, весьма ограниченный. Так, заглянув в реестр медицинских организаций, работающих в системе ОМС в регионе, мы выбрали первые попавшиеся три частных клиники. В первой из них нам по телефону объяснили, что по ОМС принимает всего четыре специалиста: невролог, кардиолог, гинеколог и офтальмолог. Все работают по предварительной записи. Во второй клинике можно получить бесплатную помощь только невролога. В третьей сообщили, что по ОМС с начала 2018 года совсем не работают — государство не выделяет квоты. Да и работали они в этой системе только в течение года.
Такое положение дел объясняется тем, что государственные тарифы на услуги по ОМС ниже минимума, который мог бы позволить частным клиникам поддерживать тот образ существования, к которому они привыкли, и оплачивать все свои расходы. Сложность для такого рода медучреждений состоит еще и в том, что смешанная оплата, когда часть расходов покрывает государство, а часть пациент, на сегодня невозможна.
Проект, разработанный Всероссийским союзом страховщиков, как раз и дает возможность сделать полис ОМС инструментом, позволяющим покрывать разницу в стоимости обслуживания лечения в частной клинике. По расчету Министерства финансов РФ это сделает более эффективным расходование средств Фонда ОМС.
Чего еще ждать от реформы?
Многого. Всего сразу и не перечислишь. Из проекта реформы следует, что с ее реализацией больше прав планируется предоставить частным страховым компаниям. Соответственно граждане страны смогут еще и покупать медицинские страховки у корпоративных страхователей. Появятся и частные больницы.
Конечно, за границей давно живут по такому алгоритму, но это, как раз, вряд ли может служить утешением для российских граждан. Для копеечных доходов большинства россиян перспектива получать медицинские услуги в частной больнице по частной страховке, даже на первый взгляд кажется весьма сомнительной, если не сказать, устрашающей.
Кроме того, будет продолжаться сокращение число койко-мест и дней пребывания в стационаре, и это совпадает с установками в госпрограмме Министерства Здравоохранения РФ. К сведению, за последние 15 лет койко-мест уже сокращено на 27,5%. Недавно по этому поводу кто-то в СМИ невесело пошутил, что скоро все болезни население будет вынуждено лечить при помощи программ Елены Малышевой.
Поводов однако для веселья, мягко говоря, нет никаких, особенно когда смотришь на цифры. Проведенное еще в апреле 2016 года Центром экономических и политических реформ (ЦЭПР) исследование показало, что политика «оптимизации» медицинских учреждений спровоцировала беспрецедентное сокращение числа больниц и поликлиник на территории страны. Так, в период с 2000 по 2015 годы число российских больниц сократилось почти в два раза — с 10,7 до 5,4 тысячи. Эксперты ЦЭПР подсчитали, что по их числу современная Россия уже отстает от РСФСР 1932 года — такими темпами через каких-нибудь 5 лет, мы докатимся до показателей Российской империи 1913 года — до 3 тыс. больниц.
Все для людей
В числе очевидных позитивных моментов реформы — намерение поднять зарплату медработникам на 200 % и устранить имеющийся дисбаланс между зарплатами медиков в регионах и мегаполисах страны.
Кроме того, в рамках реформы планируется открывать паллиативные кабинеты в клиниках для того, чтобы функционировала ранняя диагностика и лечение симптомов тяжелых болезней пациентов.
Одним из самых важных нововведений станут электронные медицинские паспорта пациентов, куда будут перенесены все данные. Это позволит гражданам беспрепятственно получать медицинские услуги в любой больнице.
Как все эти планы будут воплощаться конкретно в Волгоградской области, ИНТЕРу так и не удалось выяснить. Ни на официальные запросы, ни даже на телефонные звонки комитет здравоохранения региона не отзывался. Загадочное молчание власть имущих нас не удивило, просто наводит на определенные выводы о том, насколько охотно они готовы общаться с народом на самом деле.
Данная реформа здравоохранения обещает быть долгосрочной. Рассчитана она до 2024 года. О том, что это не пустые планы говорит и то, что буквально спустя полгода после появления ее проекта, в сентябре 2017 года, Минздрав страны передал в Правительство РФ свой проект Стратегии развития здравоохранения до 2025 года. Чтобы никто не сомневался в том, что все грядущие преобразования делаются только для людей, акцентируется — документ предполагает создание в России Национальной пациентоориентированной системы здравоохранения. По мнению Минздрава, реализация всех инноваций позволит к 2025 году увеличить продолжительность жизни россиян до 76 лет (сейчас мужчины живут в среднем 66 лет, женщины — на 11 лет дольше), а также снизить смертность в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тысяч человек (на сегодня цифра приближается в 530) и младенческую смертность до 4,5 на 1 тысячу родившихся живыми (пока она составляет 5,4).
Пока же эти цели кажутся эфемерными, а любая инновация вызывает тревогу — как бы не стало хуже.
Оксана Яблочкина