На днях в редакцию ИНТЕРа обратились жители Фроловского района.
«Хотелось бы рассказать вам, какое безобразие творится в школах Фроловского района, – эмоционально пишут авторы обращения. – Администрация проводит присоединение сельских школ к пригородной Зеленовской школе. Наша школа в поселке Дудаченском находится в 65 километрах от районного центра. Жители проголосовали против присоединения. Но администрация к нам не прислушивается. Проводятся сокращения как техперсонала, так и учителей, постоянно сокращают зарплаты. Мотивируется все это тем, что у района не хватает на нас денег. Очень хотелось бы, чтобы нас наконец услышали!».
«Оптимизируют» только директора
За комментариях ИНТЕР обратился к начальнику отдела образования райадминистрации Ольге Галановой.
– Присоединение сельских школ к пригородной Зеленовской проходит в рамках процесса филиализации малокомплектных образовательных учреждений. Они становятся филиалами более крупных опорных школ. И делается это только во благо ученикам. Например, в той же Дудаченской школе всего 29 школьников. Содержать для организации их обучения штат педагогов и административный аппарат образовательного учреждения не эффективно – расходы слишком велики.
После присоединения к Зеленовской школе в Дудаченском филиале останутся те же ученики – им не придется ехать в школу за 65 километров, – их будут обучать квалифицированные педагоги. Не будет здесь только руководства школы – эти штатные единицы сократят. Таким образом, дети получат качественное образование, а бюджетные средства будут сэкономлены.
К тому же кто вам сказал, что жители поселка против филиализации? На проходившем в Дудаченском сельском поселении сходе «за» проголосовали 65-66%
Реформаторы школ поневоле
Таким образом, получается, что беспокоиться селянам не о чем. Однако не все так просто, и у процесса филиализации школ есть обратная сторона.
Как известно, став филиалом опорной школы, сельское образовательное учреждение теряет статус юридического лица. И чтобы впоследствии ликвидировать филиал, властям уже не придется собирать сход и заручаться согласием местных жителей. Между тем, школа осталась, пожалуй, единственным якорем, который держит селян на малой родине. Не будет ее – не будет и села.
С другой стороны, районные и муниципальные власти тоже понять можно. Как поделился с нами один из поселковых глав, финансирование общеобразовательных учреждений из региональных субвенций, введение отраслевой системы оплаты труда и нормативного финансирования неизбежно приводят к тому, что структура сети образовательных учреждений будет изменяться.
Когда содержание школ перекладывается на плечи муниципального района, а средства на эти цели поселениям не выделяются, администрациям поневоле приходится становиться в ряды реформаторов.
Фото из общедоступных источников