Родом из нерадостного детства

Приемный ребенок и школа — конфликт неизбежен?

Дети, оказавшиеся в детском доме, имеют за своими маленькими и хрупкими плечами балласт нерадостного детства. Он тянет назад, не дает о себе забыть и награждает горьким опытом, который помогает усвоить одну простую вещь — к взрослым привязываться нельзя, чтобы снова не было больно, как тогда…

Приемные дети и школа

Приемный ребенок, вдруг оказавшись в семье, конечно, не сразу начнет доверять новым людям, которые его окружают. Но со временем, если все в семье будет по-настоящему, прошлое отступит, но приемная семья, как правило, получает тревожного, отставшего интеллектуально и социально ребенка.

Затем наступает школьный возраст. И здесь начинаются новые тревоги, заботы, проблемы. Кроме внутренних переживаний, могут не сложиться взаимоотношения с одноклассниками, а зачастую, даже с преподавателями. Приемный ребенок, принятый в семью недавно, иногда, увы, отличается поведением и успеваемостью от своих сверстников. Он не такой как все, и ребенок это чувствует. Так возникают новые трудности для семьи: приемные дети и школа.

В школе родители не могут всесторонне помочь ребенку, эта ответственность ложится на классного руководителя, школьного психолога и социального педагога.

Не все должны быть академиками

Татьяна Данилова, психолог школы принимающих родителей при волгоградском ППМ-центре считает, нельзя начинать уделять проблемам школы внимание, когда уже что-то пошло не так. «Как начнет работать эта машина, так потом так она и будет действовать», — говорит психолог.

Первое условие, которое является залогом нормального течения школьной жизни – учитель и приемный ребенок должны найти между собой взаимопонимание. А если будут понятны причины каких-то явлений, например, отставания или плохого поведения, то и преодолеть их будет проще.

— Не менее важно, чтобы сумели найти общий язык учитель и родитель, — продолжает Татьяна Данилова. — Частенько мы сталкиваемся с таким явлением, когда учитель узнает, что ребенок приемный, и отношение к нему становится шаблонным – мол, ребенок рос в детском доме, многого от него ожидать не стоит, как пойдет, так и пойдет. Все трудности, которые возникают даже на первоначальном этапе, уже трактуются через этот шаблон. Родитель, видя это, идет на защиту своего ребенка, старается оправдать его, предпринять какие-то меры, найти отзыв у учителя, понимания ситуации. И, несмотря на это, достичь понимания не всегда удается. Порой конфликт доходит вплоть до администрации, когда уже и мы вникаем, боремся за ребенка, и все равно дело может закончиться переводом в другую школу, сменой системы обучения и т. д.

Совсем по-другому идет учебный процесс, если учитель и родитель друг друга слышат, учитывают рекомендации друг друга.

Пример из жизни: к нам ходила девочка, которой по уровню развития рекомендовали идти в коррекционный класс. Но ее приемная мама очень много с ней занималась, водила на различные занятия, и в итоге девочке разрешили пойти в обычную школу. Несмотря на то, что учительница оказалась совсем молодой, она отнеслась к ситуации с душой, с желанием помочь. Именно учитель, а ни мама, с которой живет девочка с двух лет, ни врачи на медкомиссии, заметила, что у ребенка проблемы со слухом, девочка читала по губам.

Психолог уверена также, что не надо торопиться отдавать детей в школу и усаживать их за парту раньше 7 лет.

— Ребенок должен пройти все этапы развития. Если у него в прошлом не было игр, то он все равно должен пережить этот этап, иначе он будет играться в школе. Если у него не было знакомства с детской литературой, он не будет ее воспринимать. Скудный словарный запас не позволит ему ни пересказать текст, ни ответить на вопросы, ни написать сочинение. Пусть лучше он пойдет в школу в семь с небольшим лет. Год в этом возрасте очень важен. Научиться слушать, спокойно сидеть – на это тоже нужно время.

И еще один момент, родители должны свои требования соизмерять с возможностями ребенка. Помните, не все могут и должны быть академиками.

Имеет право быть другим

Марина Ивановна Кирсанова воспитывает с мужем двоих приемных детей и двоих родных. Так получилось, что приемные Данил и Полина и сын Тимофей 2008 года рождения. Учатся дети в одном классе. Помимо того, что Марина Ивановна – приемная мама, она еще и педагог – преподает русский язык и литературу в старших классах. Она уверена, уделяя хотя бы по 20 минут каждый день образованию ребенка, даже не имея педагогического образования, можно подготовить его к школе. Ребенок привыкает к учебному режиму еще дома во время занятий.

— На мой взгляд, главная причина всех проблем в школе – родителям некогда заниматься с детьми, — на просьбу поделиться опытом, отозвалась многодетная мама. А поделиться Марине Ивановне есть чем.

Данилка к ним попал из приемной семьи. Он оказался, как она выразилась, дважды преданный. Родная мать его оставила сразу, в 3 года его взяли в семью, и еще через 3 года его снова привели в детский дом. Уже через 2 месяца поле этого он попал к Кирсановым. Ему было 6 лет.

— Несмотря на то, что Данилка рос в семье, у него было много проблем: логопедического характера, с речью, не все цвета знал, почти не знал животных, как они выглядят, как «разговаривают». До школы нам оставался год. Между своим шестилетним сыном и приемным Данилкой была просто пропасть. Мне даже казалось, что я ее не преодолею. На деле оказалось, что ребенок умный от природы, очень способный, боле того, у него математический склад ума. По сути, то, что обычно ребенок познает, начиная с двухлетнего возраста, ему приходилось усваивать за год-полтора.

Заниматься приходилось очень много. Занятия с логопедом поставили ему все звуки, мы выучили алфавит, научились читать по слогам, считать в пределах десятка.

Важно попасть к хорошему учителю. Мне порекомендовали строгого, внимательного, требовательного учителя, и все трое учатся у него. Я вышла на работу, чтобы контролировать процесс. Сегодня Данька один из лучших в классе. В этом году он занял 2 место в региональной олимпиаде по русскому языку. Собирает пазлы из 1000 элементов за 2-3 дня. Легко решает сложные логические задачи. Занимались плаванием, сейчас все занимаются хореографией.

Полинка с нами живет с 1 года и 7 месяцев. Своего прошлого она не помнит. Изъята была из семьи в 7-месячном возрасте с побоями по всему телу. Почти год ее восстанавливали и лечили в доме ребенка, а потом мы ее забрали. Она медленнее схватывает материал, но это не потому, что он приемная. И среди родных детей такие сплошь и рядом встречается.

Главное, родителям не надо сравнивать своих и приемных детей. Вот мой умнее, сообразительнее, а этот не такой. Дети все разные. Ребенок имеет право быть другим.

Учится Полина на 4 и 5. Очень артистичная, участвует в концертах, поет. Какие-то вещи ей удаются хуже. Но пока все успевает. Просто времени на это со стороны родителей потребовалось больше.

Надо помнить, что мы берем ребенка не на 5 минут, а на всю жизнь. Надо быть готовыми к тому, что придется пахать не 2-3 дня, а всю жизнь.

Нет в классе у Кирсановых проблем и с одноклассниками. Дети знают, что они приемные, и в классе об этом знают.

— Тайн в семье у нас нет – и дети от нас ничего не скрывают, и мы перед ними честны. Скрывать что-то от детей нет смысла, тем более, что кто-нибудь в грубой форме это рано ли поздно сделает, что только причинит ребенку боль.

Данный информационный материал подготовлен в рамках Всероссийского конкурса медиапроектов «Конёк»


One Response to Родом из нерадостного детства

  1. Ольга, Волгоград:

    Поражаюсь, откуда у таких как Марина Кирсанова берется столько душевного тепла? Ведь претвориться, что любишь чужого ребенка, невозможно. Рано или поздно это все равно вылезет наружу. Тут своего одного пока вырастишь… Восхищаюсь такими женщинами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

WordPress: 77.78MB | MySQL:97 | 0,892sec