Председатель Волгоградского областного суда Николай Подкопаев об ОСАГО и судейской системе

правовое подкопаев

Судейское сообщество находится на пороге перемен

Предстоящей осенью в Москве состоится IX Всероссийский съезд судей. Какие вопросы будут обсуждаться на этом форуме? Что из намеченного на предыдущем, VIII съезде, проходившем в 2012-м году, удалось реализовать? Как изменилась за четыре года судебная система России? На эти и другие вопросы ИНТЕРа согласился ответить председатель Волгоградского областного суда Николай Подкопаев.

– Изменения начались уже после VII Всероссийского съезда судей, – уточняет Николай Николаевич. – И за последние восемь лет в системе правосудия страны произошли без преувеличения кардинальные перемены. Если прежде о судейском сообществе говорили как о закрытой корпорации, то сегодня это, пожалуй, одно из самых открытых сообществ.

– В чем это выражается?

– Например, сегодня любое из судебных решений находится в открытом доступе, за исключением, разумеется тех, что не подлежат опубликованию – связанные со спором о детях, затрагивающие государственную тайну и некоторые другие категории дел. С остальными документами любой гражданин может не только ознакомиться, но и использовать их в качестве своеобразных пособий – обращаясь в суд, извлекать полезную информацию из решений по уже рассмотренным аналогичным спорам.
Публикуются и сведения о судьях, вплоть до сведений о личных доходах и доходах членов их семей.

– К числу серьезных событий можно отнести, видимо, и создание единого высшего судебного органа в 2014 г. В связи с чем был предпринят такой шаг?

– Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов дало дальнейший импульс в совершенствовании действующего законодательства. За два года принято 120 постановлений пленума ВС РФ о порядке применения действующего законодательства, и сегодня судебная практика приведена к значительно большему единообразию. Это позволило на практике устранить разночтения в применении действующего законодательства.
Не менее важным я считаю вступление в силу Кодекса административного производства в сентябре 2015 года. Сейчас любой гражданин может обратиться в суд с иском к государству или государственным органам. При этом именно ответчик, а не истец, должен доказать в суде, что принятые ими решения, законы и постановления обоснованы.

– Николай Николаевич, у рядовых жителей региона множество нареканий вызывает Социальный кодекс Волгоградской области. Пытался ли кто-нибудь из недовольных этим законом оспорить его в суде?

– В областной суд по этому поводу никто не обращался. И, на мой взгляд, в Социальном кодексе, принятом депутатами областной думы, есть здравое зерно – социальные гарантии должны быть предоставлены наиболее нуждающимся гражданам. Если, к примеру, человек находился на государственной службе, получил звание Почетного гражданина Волгограда и его пенсия составляет 120 тысяч рублей – неужели ему должны предоставлять, скажем, еще и бесплатный проезд в общественном транспорте? Есть и другая составляющая вопроса – преференции предоставляются из различного уровня бюджетов. И если в бюджете нет средств – взять их, к сожалению, негде.

– Еще один вопрос, который волнует многих читателей ИНТЕРа. На днях директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук во время проходившей в Волгограде пресс-конференции косвенно упрекнул суды региона в том, что они «сходу» выносят решения по спорам между автоюристами и страховыми компаниями. Можете прокомментировать ситуацию?

– Во-первых, решение вступившие в законную силу подлежит не обсуждению, а исполнению. Во-вторых, что касается автогражданки. Автостраховщики, действительно, нередко упрекают суды Волгоградской области, что они взыскивают с них слишком много средств. Но при этом сами в суде не ходят, позицию свою по заявленным требованиям не высказывают, не оспаривают решений в апелляционной инстанции. Можно предположить, что им безразлично какое решение будет принято по данному вопросу. А ведь в судебном процессе каждая сторона обязана доказать те или иные обстоятельства – закон одинаков и для граждан, и для страховых компаний. Что касается судов, то они принимают решения в соответствии с законом, который гласит, что сумма штрафа и пени не может быть снижена по инициативе суда.

– Вернемся к делам судебным. С июля 2018 года не только областной суд, но и все районные суды должны обеспечить возможность обвиняемым в преступлениях, чтобы их дела рассматривались с участием присяжных заседателей. Готовы ли к этому и суды, и потенциальные присяжные – жители региона?

– Бытует мнение, что районные суды не готовы к этим переменам. Но следует определиться – если говорить о профессионализме судей и секретарей судебного заседания, то они обладают достаточным уровнем подготовки и могут приступить к рассмотрению этих дел хоть сейчас. Сложнее с техническим обеспечением. Участие в судебном процессе присяжных заседателей предполагает особые условия – создание отдельных комнат для присяжных заседателей. Но, думаю, что это небольшое препятствие до июня 2018 года будет безболезненно устранено.

– Есть мнение, что рядовые обыватели не слишком стремятся стать присяжными заседателями, в том числе, опасаясь за свою безопасность. Есть ли у них для этого основания? Ведь речь, действительно, идет о серьезных преступлениях – убийствах, причем, преднамеренных.

– Многие граждане хотят выступить в качестве присяжного заседателя, но, к сожалению, законодательство предусматривает ряд ограничений. Кроме того, участники процесса могут заявить отвод присяжному, даже не объясняя своего требования.
Что касается безопасности присяжных, то они находятся под защитой государства, вплоть до того что им могут изменить фамилию, имя и отчество, место жительства, трудоустроить их на работу. Но в Волгоградской области не было ни одного случая, когда присяжным заседателям кто-либо угрожал.

– Не раз приходилось слышать, что Верховный суд России настаивает на декриминализации ряда статей Уголовного кодекса РФ. С чем это связано?

– Судейское сообщество, действительно, неоднократно обращало внимание на тот факт, что около 25% дел, поступающих в суд, прекращаются, в том числе, за примирением сторон. Зачем же доводить их до суда? Это касается дел, связанных, например, статей 115 и 116 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои, а также пункт 1 статьи 119 – угроза убийством. Максимальное наказание, предусмотренное санкциями этих статей – 2 года лишения свободы.
Нередко случается так, что к уголовной ответственности по данным статьям привлекаются один из повздоривших супругов или соседей, который в пылу страстей выкрикнул угрозу в адрес своего оппонента. По мнению представителей судейского сообщества, их нужно привлекать к административной ответственности. А уже если нарушение будет повторным – к уголовной. То же самое, когда речь идет о незначительных хищениях – как, например, украденная из магазина бутылка коньяка стоимостью более 1 тысячи рублей.
Дело в том, что осуждение человека ведет к неприятным последствиям не только для него самого, но и для других членов его семьи. Например, их дети не смогут устроиться на работу в целый ряд государственных структур – судимость одного их родителей может стать для них пятном на всю жизнь.
Работа судейского сообщества этом направлении будет продолжена и после IX съезда судей.

– Какие еще вопросы будут обсуждаться на этом съезде?

– IX Всероссийский съезд судей подведет итоги работы судов по исполнению решения VIII съезда. Будут затронуты вопросы совершенствования законодательства, связанного с определенными процедурами рассмотрения дел. Пример – в Гражданский кодекс России уже ввели процедуру упрощенного рассмотрения дел, когда второй стороне в споре направляются документы, представленные истцом, и она может не являться в суд, а только представить свои возражения. Это значительно экономит время сторон.
Уверен, что пойдет речь о вопросах, связанных с нагрузкой судей. В ряде наших районных судов – Центрального, Волжского, Дзержинского – судье приходится рассматривать по 20-30 дел в месяц. Это очень много.
Планируется обсудить вопрос финансирования мировой юстиции – есть предложение передать ее финансирование на федеральный уровень. Отправление мирового правосудия не должно зависеть от финансового состояния того или иного региона, а жители всех субъектов федерации должны чувствовать себя равно защищенными. Они не должны страдать, если в том или ином мировом суде не хватает, например, денег на конверты, чтобы отправить уведомление, или на бумагу, чтобы сделать ксерокопии решения суда.
Затронут и вопросы увеличения финансирования, связанного с расходами судов по оплате почтовых расходов, когда исполнители этих услуг в одностороннем порядке увеличивают цены, а бюджеты судов уже утверждены, и повышение может сказаться на доступности правосудия.
Еще один финансовый вопрос – необходимо увеличить заработную плату начинающим сотрудникам аппарата судов. Сегодня они получают 9-12 тысяч рублей в месяц, притом, что рабочий день начинается в 8.00 а заканчивается, порой, и в 9, и в 10, и в 12 вечера. И не секрет, что именно самые талантливые из них находят другую работу – более высокооплачиваемую. А нам хотелось бы сохранить высокопрофессиональные кадры.

Фото ИНТЕРа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

WordPress: 77.68MB | MySQL:87 | 0,943sec