Волгоградский ученый Сергей Калашников: «Почему Лев Толстой убил Андрея Болконского»
Всех поклонников великой русской литературы приглашают на лекцию
Подходит к концу цикл лекций «Метасюжеты русской литературы XIX века», который читает в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького доцент ВолГУ Сергей Калашников. К маю Сергей Борисович и его свободные слушатели добрались до эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Очередная встреча состоится в это воскресенье — 15 мая — в 15.00 и будет носить название «Зачем Лев Толстой убил князя Андрея: смерть героя как спасение сюжета».
Война важнее любви
— Сейчас на российские экраны вышел сериал «Война и мир» производства Великобритании, который вызвал большой интерес за рубежом. Авторы картины подчеркивают: она о нас, сегодняшних. Получается, произведение Льва Толстого продолжает оставаться актуальным в контексте нынешнего дня?
— Да, оно остается актуальным, хотя бы потому, что это грандиозный эпос о войне. Мы уже как-то упоминали в курсе лекций, что существует 3 типа литературных сюжетов: это сюжеты о войне, сюжеты о путешествии и сюжеты о гибели Бога. Все остальное — вариации, комбинации этих трех типов. Собственно, все литературное и кинематографическое разнообразие можно свести к этим трем сюжетным схемам…
— А как же любовь?
— Любовь будет вписываться, интегрироваться в более глобальные сюжеты. Любовь, в том понимании, в котором она зачастую воспринимается, с томлением, внутренними переживаниями и страданиями, вообще-то, становится самостоятельным объектом художественного, эстетического осмысления только на рубеже средних веков и эпохи Возрождения, и только в европейской литературе. В русскую литературу она приходит в 19 веке благодаря романтикам.
— Получается, война и Бог важнее любви?
— Война и Бог важнее любви, и это объясняется следующим. Война — это форма самоидентификации этноса. Чем, кстати, уникален Толстой? Он первым в русской литературе создал произведение о национальной идентификации во время войны. До него даже свидетели тех событий (ведь Л. Толстой у нас не является участником и даже современником Отечественной войны 1812 года), а среди участников были и писатели: В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, К.Батюшков — не сделали из своих впечатлений от этой войны национального эпоса.
Почему оказывается важен сюжет о Боге или гибели Бога? А это то, что мы наблюдали как раз у Достоевского: главная идея «Преступления и наказания» — убийство Бога в душе человека. Сюжет о Боге есть онтологическая, бытийная идентификация. Относительно того, есть Бог или нет, в разных культурах устанавливаются структуры собственности, права, обязанности, модели поведения отдельно взятого человека. Любовь и в первом, и во втором случае занимает место локальное, частное, определяющие характер отношений между людьми противоположного пола — не более того. И она отнюдь не определяет национальную или религиозную идентичность.
«Война и мир» как психологический роман
— Итак, обратимся непосредственно к теме лекции: почему у нас Толстой убил своего героя?
— Более того, одного из любимых героев. Есть воспоминания Софьи Андреевны Толстой, что Лев Николаевич, когда писал сцены смерти князя Андрея, в течение двух недель ходил по Ясной Поляне и рыдал в голос. В полном собрании сочинений Толстого имеется 7 вариантов смерти Андрея Болконского. То есть сама по себе такая сосредоточенность автора на этом вопросе и создание разных, альтернативных друг другу вариантов гибели данного героя говорят о степени важности момента в структуре произведения.
Для начала надо отметить, что у нас в романе возникает характерная для многих произведений русской литературы 19 века ситуация так называемого «близнечного», или «парного» мифа, когда два героя, являющиеся друзьями, движутся, условно говоря, в одном бытийном направлении. В «Войне и мире» и Андрей Болконский, и Пьер Безухов движутся в сторону постижения истины любви и всепрощения. Но один почему-то, постигнув эту самую истину, оказался из сюжета изъят, а другой благополучно дожил до эпилога, и что там с ним будет дальше, мы можем только догадываться. Но можно быть уверенным, что у него все сложится замечательно и он будет счастлив и за пределами внутренней хронологии произведения.
Опять же, говоря о грандиозности этого эпоса, стоит сказать, что та художественная задача, которую ставит перед собой Толстой, не сводится только к созданию идеи национальной идентичности. В «Войне и мире» представлена и мысль семейная, и идея нравственного самосовершенствования человека, и противоборство категорий хаоса и космоса. Также Толстой ставил перед собой психологическую задачу, и, я считаю, именно она определяет поведение основных героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Между ангелом и бесом
— В чем особенность графа Толстого как писателя-психолога?
— Согласно концепции Льва Толстого, есть два полярных состояния всякого человека: состояние предельного счастья и гармонии, когда наши внутренние переживания и ощущения совпадают с внешними обстоятельствами, и прямая противоположность этому состоянию — когда внутренние и внешнее в человеке не совпадают. Все остальное для Толстого — это промежуточные маятниковые движения. И Толстой подчиняет данной схеме как жизнь Болконского, так и жизнь Пьера: они постоянно вот таким маятниковым образом движутся от одного полюса к другому. Автору очень важно поставить героев в состояние внутренней раздвоенности, когда внутреннее и внешнее не совпадает, и посмотреть, как они выходят из сложившейся ситуации.
И получается, что у Болконского меньше жизненной силы и выживаемости. Когда в его жизни наступают периоды депрессии, апатии и уныния, Андрей Болконский самостоятельно из этих ситуаций выхода не ищет. Выходом для него всегда является событие, условно говоря, навязанное ему извне, инициатором которого он выступать не может. Сам он при этом практически не предпринимает никаких внутренних усилий.
Если мы посмотрим на поведение Пьера в таких кризисных ситуациях, то уникальность этого персонажа именно в том, что достигнув дна, состояния глубокой психологической неудовлетворенности, он сам пытается искать выход и предпринимает некие действия по возвращению себя в состояние гармонии и счастья.
— Примеры можно привести?
— Элементарно. Возьмем начальный эпизод: Андрей Болконский появляется в салоне Анны Павловны, кстати, там же в этом время находится и Пьер. Болконский производит на окружающих впечатление сухого, надменного человека, совершенно лишенного эмоций. Видно, что он терпит свою супругу, маленькую княгиню Лизу, которая чувствует себя как рыба в воде в этом светском сообществе. Причина раздвоенности Болконского состоит в том, что внутренне он мечтает о совершении подвига, о славе. Он — человек из княжеского рода, прежде всего, воин. Самореализация для него наступит в войне, конечно же.
Но! Внешние обстоятельства не позволяют ему реализовать свое желание, поэтому Андрей Болконский находится в депрессии, однако не ищет способов преодоления этого состояния. Ситуация разрешается извне: объявленная Наполеоном война Австрии и Пруссии заставляет Россию вступить в военные действия, и начинается путь самореализации героя. Момент наивысшего счастья он испытывает во время боя под Аустерлицем, когда ведет за собой в атаку солдат. Поднимает знамя, увлекает за собой людей, становится похож на Наполеона во время штурма одного из Тулонских бастионов. И Болконский в этот момент чувствует наступление того самого счастья, но тут же оно прерывается кем-то выпущенной пулей. Событие, навязанное извне, меняет его внутреннее состояние.
Когда князь Андрей очнулся, он уже думает не о славе и любви людской. Герой снова впадает в ситуацию внутренней раздвоенности. Он вынужден оставаться в Австрии на лечении, хотя теперь он больше всего на свете мечтает вернуться домой. В тот момент, когда наступает перемирие, Болконский имеет возможность реализовать новую жизненную установку на семейные ценности… Но как только он приезжает в родительский дом, Толстой устраивает внешнее событие, которое вводит Болконского в состояние трехгодичной депрессии: от родов умирает жена. В течение последующих трех лет Болконский никак преодолеть это состояние не пытается, пока судьба не столкнет его в Отрадном с Наташей Ростовой. Опять-таки, это внешнее по отношению к Болконскому событие станет двигателем его возрождения.
— С Пьером все не так?
— С Пьером дела обстоят совсем по-другому.
Пьер стал заложником ситуации, когда его, обладателя 40-миллионного состояния, взяли «в разработку» Курагины и подстроили сцену, после которой он стал сначала женихом, а потом и мужем Элен Курагиной. Пьер надеется, что это внешнее изменившееся обстоятельство изменит и его внутреннее содержание: он готов быть хорошим мужем, отцом для своих детей, возлагает на этот брак вполне серьезные надежды. Но не случается! Сначала он узнает о расточительности Элен, а потом о ее изменах… И что делает Пьер? Устав от состояния внутренней раздвоенности, он пытается его преодолеть: вызывает Долохова, которого считает своим соперником, на дуэль.
Герой, который никогда не держал в руках оружие, вызывает на дуэль в очень эмоциональном и необдуманном порыве человека, который неоднократно за дуэли бывал разжалован. Но после того, как по какому-то велению судьбы, иначе не скажешь, Пьер едва не убивает Долохова, его раздвоенность усиливается еще больше. Тогда он предпринимает еще одно исходящее изнутри действие: дает, условно говоря, свободу Элен. То есть он понимает, что источником внутреннего дисбаланса является эта женщина, и готов отказаться от половины своего состояния, от 20 миллионов, для того, чтобы ее рядом с ним не было. Пьер сам пошел на эту меру, не стал ждать изменения внешних обстоятельств.
Дальше: почему Пьер у нас остается в осажденной Москве? После того, что он увидел на Бородинском поле, после того, как чуть не убил другого человека на батарее Раевского, — он снова впал в состояние внутренней депрессии. Он видит в этой войне безумие, ищет причину этого всеобщего европейского безумия и находит ее в Наполеоне. Значит, если устранить эту причину, то восстановится, наконец, то самое равновесие сил, в том числе, баланс внутреннего и внешнего в его душе. Поэтому Пьер принимает решение остаться в Москве и совершить покушение на Наполеона. Он опять же инициирует, исходя из внутреннего ощущения собственной правоты, какие-то события, которые меняют конфигурацию в соотношении внутреннего и внешнего.
Болконский никогда этого не делает. То есть, по большому счету, Пьер как психологический тип больше приспособлен к постижению истины, а кроме того еще и к ее удержанию. Это то самое, что мы видели в романе Гончарова «Обломов». Илья Ильич — человек, живущий с такой истиной внутри, ему не надо ничего искать. У него уже все есть. И налицо здесь, конечно, даже портретное сходство — Пьера Безухова и Ильи Ильича Обломова. Это люди крупной комплекции, отнюдь не холерического темперамента, люди, которые окружают себя семьей и являются центром этой семьи.
Собственно, та же самая Наташа Ростова. За что она благодарна Пьеру? Пьер некрасивый, нельзя сказать, что он также красив, как Анатоль Курагин, или хотя бы так же благороден, как Андрей Болконский. Но Наташа благодарна ему за то, что он позволил ей ощутить женское материнское начало. С Андеем Болконским это не получилось сделать: то была любовь романтическая, любовь-мечта. С Анатолем Курагиным тоже реализовать это намерение не удалось, и, слава Богу, и не удалось бы, потому что на тот момент, когда он пытается ее украсть, он — женатый человек. Там ничего бы и так не вышло. Но вот Пьер, после того, как репутация Наташи оказалась подорванной — роман с Анатолем Курагиным разворачивался в публичном пространстве, все видели эти отношения
— Пьер, конечно, выступает ее спасителем, в эпилоге они уже вместе.
Поэтому, на мой взгляд, для Толстого очень важно показать, что Болконский — это тот персонаж, который истину постичь может, а удержать нет. Потому что он начнет рационально ее препарировать, и самое главное, не может совершить некий поступок, исходя из этого ощущения истины. В отличие от Пьера, который оказывается наделен гораздо большим жизненным инстинктом, большей жизнеспособностью. Поэтому его надо оставить в живых, а от Андрея Болконского надо отказаться.
Добавить комментарий