Волгоградская область: эксперты не видят поводов для оптимизма
О некоторых итогах социально-экономического и политического развития региона за прошедший год
В апреле 2016-го исполнится два года с того момента, как Волгоградскую область возглавил Андрей Бочаров. О том, что наследство ему досталось тяжелое, говорилось не раз. К тому же в 2014-м дал себя знать и общий социально-экономический кризис.
Понять, в верном ли направлении движется регион за последние без малого два года, сегодня пытаются политики, экономисты, социологи…
Между тем народ продолжает голосовать ногами: по сравнению с 2014 годом, в 2015-м значительно увеличился отток жителей из региона. Так, по итогам десяти месяцев прошлого года из Волгоградской области уехало 43714 человек. И хотя въехало тоже немало – почти 39 тысяч – все понимают, что уезжают лучшие, а въезжают разные.
Так что ждет регион-34 и как можно расценить вектор его нынешнего социального, экономического и политического развития?
Свои ответы на эти вопрос дали эксперты ИНТЕРа на круглом столе, который прошел в редакции 21 января.
Реальная экономика?
Карэн Туманянц, доцент ВолГУ, кандидат экономических наук:
– Если говорить об итогах, они не очень радостные. В Волгоградской области снижение объемов производства по всем отраслям составило в 2015 году в среднем около 2%, по сельскому хозяйству – 5%. При этом животноводство «просело» на 6-7%, по сбору зерновых падение – 15-20%.
Это тем более удивительно, что в стране много говорят об импортозамещении, в село в качестве господдержки направлялись значительные суммы. Да и рост курса доллара во многом работает на селян.
Упали доходы населения – на 10% в реальном выражении. Небольшой рост в номинальном выражении был нивелирован достаточно высоким уровнем инфляции. Снижение платежеспособного спроса уже почувствовала на себе торговля.
Дефицит областного бюджета по итогам 11 месяцев 2015 года – 4,3 млрд руб., но добавьте к этому просроченную кредиторскую задолженность (1 млрд руб.) и, вполне возможно, по итогам года мы выйдем на 5-6 млрд руб. дефицита. Это меньше, чем в 2014 году, когда дефицит составлял около 9 млрд руб., но все равно доходы с расходами не балансируются.
Кроме того, область в 2015 году снова занимала деньги, долг увеличился до 46-47 млрд руб., что составляет около 80% от собственных доходов. И хотя есть регионы, где в среднем по РФ процент доходит до 100, даже если брать без Москвы, показатель соотношения госдолга и собственных доходов в бюджет находится на уровне 30-35%.
Так что, к сожалению, приходится констатировать – область двигается по нисходящей.
Конечно, здесь работает не только региональный фактор, потому что в целом по стране ситуация ухудшалась. Но на этом фоне, например, в Ростовской области картина обратная – у них, как ни странно, отмечается рост объема производства (по 11 месяцам 2015 г. – около 5-6%) и рост объема инвестиций, тогда как у нас они упали почти на 10%.
Виталий Арьков, представитель АПЭК в Волгоградской области:
– Сравню с Астраханской областью. Там ситуация сложнее, чем в Волгоградской, – астраханцы попали под закон, в соответствии с которым налог на прибыль компаний, добывающих нефть на шельфах, полностью поступает в федеральный бюджет, а также нефтедобывающим компаниям предоставляется льгота по налогам на время разработки новых месторождений. Выпадение из доходной части бюджета региона составляет около 7 млрд руб. за два года. Но область начала активно работать с инвесторами, поднимать промышленность, сельское хозяйство и как-то выкарабкиваются из ситуации. При этом астраханцы сотрудничают с серьезными инвесторами из Туркмении, Азербайджана, Ирана, которые в нашей области почему-то – персоны нон-грата.
У нас ставка делается на военно-промышленный комплекс, на проведение танковых биатлонов и выпуск БМД. Но я сильно сомневаюсь, что такая военизированная направленность экономики, при очевидном невнимании к другим отраслям, сколь-нибудь ощутимо поможет развитию региона.
В регион, действительно, приходят представители строительной отрасли и ЖКХ, но сказать, что это – инвестиции, значит, покривить душой. На самом деле это – передел рынка. Сейчас, например, смена собственников наблюдается в сфере управляющих компаний. Но такое перетряхивание вносит только еще больший раздрай в экономику, качество управления домами, его эффективность от этого не вырастут. Единственное, что может вырасти, это долговая нагрузка на бюджет того же Волгограда, на который ложатся оставшиеся после уходящих УК долги.
Лидия Ковалева, главный редактор ИНТЕРа:
– Во время недавнего визита в Волгоградскую область командующего ВДВ Владимира Шаманова речь как раз шла о том, что ВПК может дать толчок возрождению региона. Говорилось о крупных средствах, которые поступят на предприятия области под выполнение госзаказа.
Виталий Арьков:
– Не знаю объем заказов, но, условно говоря, 200 БМД в год вряд ли спасут тракторный завод, который в свое время выпускал многие тысячи машин и при этом был только одним из градообразующих предприятий, каких были десятки.
Михаил Таранцов, депутат Волгоградской областной думы, фракция КПРФ:
– Согласен с коллегами. То, что происходит в регионе в сфере экономики – движение по нисходящей. При том, что одним из предвыборных обещаний и. о. главы региона и кандидата в губернаторы было – развитие реального сектора экономики.
О положении дел в этой сфере я могу говорить на основе цифр, полученных мною по депутатскому запросу из администрации региона. По этим данным в 2015 году в промышленности создано 1400 рабочих мест, в том числе 500 – на алюминиевом заводе. Но напомню: прежде здесь сократили по одним данным 2500, по другим – около 3000 человек. На «Химпроме», где на момент принятия решения о его ликвидации работало 4500 человек, на 1 января 2016 года осталось меньше 200. С Волгоградского завода буровой техники уволено в 2015 году более 600 работников, с завода труб малого диаметра – более 500. При этом на реализацию закона, направленного на поддержку промышленности, в 2013/14 годах в бюджете закладывалось всего… 200 тысяч рублей, а в 2015/16-м не заложено ни копейки.
Что касается бюджета области на 2016 год, о котором говорят как о профицитном, – доходная часть на 4 млрд руб. превышает расходную. Но не нужно быть экономистом, а просто мало-мальски здравым человеком, чтобы понять, что это лукавство.
Расходные обязательства области в бюджете 2016 год на 19 млрд руб. меньше, чем в бюджете 2015 года. Это больше 21%. Когда я озвучил эти цифры на заседании облдумы, мне сказали, что я употребляю их некорректно, не учитывая поступления из федерального бюджета. Пожалуйста – в 2015 году помощь из центра составила около 21 млрд руб. В бюджете 2016-го эта поддержка заложена на уровне 14 млрд руб. Так что вывод очевиден.
Лидия Ковалева:
– И это с учетом, что федеральный бюджет верстался, когда цена нефти за баррель еще не была ниже 30 долларов, а курс доллара к рублю еще не превышал 80 рублей. Так что не исключено, что сумма в 14 млрд руб. будет скорректирована.
К тому же федеральный центр помогает в первую очередь регионам, где эффективно используют выделенные им средства. В нашей же области это, к сожалению, не всегда так.
Совсем недавно КСП области сообщила, что в Волгоградской области не созданы эффективные формы поддержки АПК. И объем господдержки в последние годы увеличивался куда как более быстрыми темпами, чем объем поступивших в казну налогов от получателей субсидий. Так, господдержка в 2014 году увеличилась по сравнению с 2012-м на 40%, а общая сумма уплаченных сельхозпредприятиями налогов снизилась за этот период почти на 5%.
Мало того, выращиваемая в области сельхозпродукция уходит за ее пределы, в другие регионы, где из нее вырабатывают продукты с высокой добавленной стоимостью. В нашем же регионе переработка не развивается. И здесь возникает вопрос о развитии малого и среднего бизнеса.
Деловым везде у нас дорога?
Татьяна Шибченко, руководитель областной общественной организации «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело»:
– На днях услышала удивившие меня цифры – в регионе отмечен прирост субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2015 году количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 900 человек. Эта цифра вызвала у меня сомнения, потому что, по нашим данным, предприниматели закрывают свое дело и сдают нулевые декларации. Почему прошло увеличение? Выяснилось: часть прироста – результат работы Центров занятости населения, через которые из федерального бюджета выделяется по 58 тыс. руб. субсидии тем, кто решил открыть свое дело. Другая – реализация в ноябре- декабре 2015 года Федеральной программы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, на реализацию которой выделено 10 млн руб., в том числе и из областного бюджета. Открыть свое дело должны около 90 человек.
Но давайте разберемся. Многие подопечные Центров занятости закрывают свой бизнес, как только заканчивается период, за который они должны отчитаться. Это бывшие наемные работники, которые не знают, что такое предпринимательство. Пообщавшись с некоторыми молодыми предпринимателями, которые зарегистрировались, пройдя обучение в рамках программы «Ты – предприниматель», уверена – с ними будет то же самое. Так кого мы обманываем?
Предпринимательству невозможно обучить за месяц. Сама молодежная программа – интересная. Но реализовывать ее необходимо как минимум полгода. И чем впустую тратить бюджетные средства, логичнее было бы создать постоянно действующую систему мер по организации и развитию предпринимательства и поддержанию уже работающего малого бизнеса. В городе-герое Волгограде нет ни одного центра поддержки предпринимательства.
Между тем в нашей области исполнительная власть, взяв на себя надзорную функцию, занимается в основном тем, что сносит киоски и павильоны, ничего не организуя взамен. Разоряет предпринимателей, проработавших 20-30 лет, в том числе за счет того, что поднимает до невидимых высот арендную плату за муниципальные помещения, землю, коммунальные услуги.
Складывается впечатление, что исполнительная власть региона просто не знает, что делать, чтобы малый бизнес развивался. В регионе есть много экспертов среди самих предпринимателей, ученых, но профильное подразделение администрации не пытается даже собрать и изучить их предложения по созданию эффективной программы развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области.
Михаил Таранцов:
– Многие региональные проблемы являются рукотворным делом наших местных руководителей. И, к сожалению, я не вижу каких-то прорывных системных действий по увеличению доходной части бюджета. Назову две цифры – по данным областного отделения ПФР, из-за значительного теневого сектора бюджет области недополучает 3-3,5 млрд руб. По словам руководителя облкомитета финансов г-на Дорждеева, – 7-8 млрд руб.
Галина Болдырева, председатель Волгоградского РО РОДП «ЯБЛОКО»:
– О положении дел в области говорит тот факт, что 86% пенсионеров находятся у нас за гранью бедности.
Что касается молодежи, то она предоставлена сама себе. Моей дочери 26 лет, ее друзья – того же возраста, и на их примере я вижу – если они не организуют сами себе рабочее место, его просто не будет.
На предприятиях молодым волгоградцам редко удается заработать больше 15 тыс. руб. При этом на крупных химических и нефтяных производствах нашего региона работают вахтовым методом выходцы из других регионов России, стран СНГ и даже европейских стран. Зарабатывают в месяц больше 100 тыс. руб. Оказывается, предприятиям выгодно привлекать вахтовиков, которые работают по 12 часов 7 дней в неделю и абсолютно бесправны. Волгоградцы на такие условия не пойдут. Но ведь региональные власти должны быть заинтересованы в том, чтобы удержать в области молодежь, работоспособных людей среднего возраста. А из нашего региона, согласно статистике, только за 2014 год выехало 250 тыс. человек. Это – показатель того, что внутри области люди не видят перспектив для развития.
Малый бизнес у нас трясут, чтобы выжать из него как можно больше налогов, не понимая того, что таким образом его так же выдавливают за пределы региона. Бизнес, который крепко стоит на ногах, нередко просто отнимают. Способы хорошо известны.
И создается впечатление, что региональная власть совершенно не заинтересована в развитии области и решении имеющихся проблем.
Только один пример – моя подруга, много лет работая в Китае, познакомилась с их технологиями по переработке мусора. Там нет громадных мусорных полигонов, какие планируют создавать у нас. Но есть мобильные компактные установки по переработке мусора стоимостью на начало 2015 года 500-600 тыс. руб. Приобрести по три таких установки на каждый район Волгограда – и проблемы с мусором были бы решены за 1,5-2 года.
Мы обратились в профильный комитет обладминистрации, предоставили туда эту информацию. Нам сказали: очень интересно – и больше на эту тему с нами не общались. Видимо, в ситуации, когда мусорный бизнес в области «крышуют» представители власти, решение вопроса таким простым способом никому не интересно.
Демократия в действии?
Лидия Ковалева:
– Способствует ли политическая модель, когда люди максимально отстранены от возможности выбирать власть, развитию региона? Может быть, следует вернуться к выборной системе, чтобы привлечь во власть людей, которые способны реально изменить жизнь к лучшему?
Виталий Арьков:
– К сожалению, в настоящее время в стране сложилась такая ситуация, что выборность властей может сыграть злую шутку. Как и в 90-х годах прошлого века, на этой волне к власти могут прийти откровенные популисты. Люди настолько недовольны действиями «Единой России», что готовы поверить любому, кто пообещает что-то в противовес обещаниям представителей этой партии. Власть упирает сегодня именно на это и предлагает: вы не можете выбрать – мы дадим вам проверенных людей. Но эти люди, возможно, хорошие чиновники, хорошие исполнители, однако не являются специалистами в своих отраслях. Результат мы видим.
Карэн Туманянц:
– На мой взгляд, чем больше конкуренции – в экономике, в политике – тем лучше. Если в общественном пространстве будут звучать разные мнения, в том числе критичные, власть предержащие будут понимать, что за любое их решение с них могут публично спросить или заставить объясниться. Так или иначе, это заставляет их шевелиться. Сегодня же чиновники абсолютно успокоены.
Приведу пример: на одной из встреч руководителей профильного комитета с экспертами мы начали критиковать инвестиционную политику и стратегию наших властей. Речь шла о том, что у нас нет объективно работающих механизмов, когда предприниматель четко понимает, по каким критериям решается тот или иной вопрос. Что в конечном итоге все сводится к субъективным решениям конкретных чиновников.
На это нам было четко сказано – у нас очень эффективная инвестиционная политика, и мы очень эффективно работаем. После такого заявления говорить и что-то советовать нет смысла.
Михаил Таранцов:
– К большому сожалению, последние два года у нас идет цементирование политической системы. И даже полшага вправо или влево с каждым месяцем становится сделать все сложнее и сложнее.
Напомню: летом 2014 года еще прошлый созыв облдумы принял по инициативе губернатора закон о смене системы формирования местной власти. И осенью почти повсеместно не осталось прямых выборов ни руководителей районов или городов, ни депутатов райдум.
В 2015 году следуют новые перемены – глав городских поселений уже не избирают. На мой взгляд, это было сделано потому, что на местах, даже если удалось провести «своих» кандидатов, все-таки была конкуренция со стороны других партий или самовыдвиженцев.
В канун 2016 года последовала еще одна поправка – теперь и глав сельских поселений рекомендуется не избирать. И, полагаю, эти рекомендации будут приняты к сведению.
По сути, у людей отнимают возможность на цивилизованный протест, на то, чтобы корректировать власть, используя систему выборов. Сегодня любая критика, даже самая мягкая, по конкретному вопросу воспринимается как крамола. И, по моей информации, даже не предполагается, что в период предвыборной кампании в Госдуму в сентябре 2016 года кому-то, кроме представителей партии власти, удастся пройти в Думу по одномандатному округу.
Люди понимают, что происходящее на выборах часто не отвечает закону. Но прямые всенародные выборы – это хотя бы какая-то возможность представителю с иной точкой зрения, даже не политической, а просто житейской, прорваться во власть и получить возможность на более высоком уровне высказывать свою позицию, отстаивать ее и добиваться, чтобы она была реализована.
Татьяна Шибченко:
– У нас есть возможность проанализировать предыдущие выборы, через работу горячей линии с избирателями. И создалось впечатление, что само понятие «депутат» в настоящее время является нарицательным. В депутаты идут не развивать свои территории, а защищать свой бизнес. В результате существующая политическая система приводит к тому, что у населения формируются мысли о необходимости установления монархии.
Михаил Таранцов:
– И все-таки я уверен, что нельзя опускать руки. Как говорится, и один в Думе воин. Удалось же нам общими усилиями настоять, чтобы Социальный кодекс области не был принят в его первом, драконовском варианте. Это случилось благодаря поддержке людей, которые не сидят в Думе и не могут нажать на кнопку, но имеют совесть и смелость высказать свою точку зрения.
Галина Болдырева:
– Есть совестливые, неравнодушные депутаты и в Волгоградской городской думе. В частности, в борьбе с «Каустиком», который добивался, чтобы ему сократили защитную зону с 1 км до 150 м, нас поддержали Дмитрий Крылов и Валерий Могильный.
Михаил Таранцов:
– И мы будем продолжать борьбу. Да, тяжело. Да, как говорил Владимир Высоцкий, настоящих буйных мало. Но, слава богу, они есть. И если люди их поддержат, то не все безнадежно.
Похожие записи:
- В областной думе обсудили проект Социального кодекса Волгоградской области
- Общественная палата Волгоградской области: старт дан
- События Волгограда и области: 16-22 июня
- Не нужен нам берег Египта, и Турция нам не нужна
- У жителей Волгоградской области есть возможность выбрать вариант пенсионного обеспечения
Добавить комментарий