ИНТЕР провел собственное расследование экологической ситуации
Волгоградцы продолжают бороться за свое право дышать полной грудью. На днях прошла серия пикетов жителей Краснооктябрьского района Волгограда. Активисты считают – их травит вредными выбросами «Красный Октябрь», что приводит к росту заболеваний, в том числе, онкологических.
В тот же день руководство «Каустика» отбивалось от нападок экологов-общественников. Они обвиняли предприятие в том, что оно стало источником смога, накрывшего в конце сентября чуть ли не весь Волгоград и часть Городищенского района.
ИНТЕР в свою очередь попытался разобраться: кто отравляет воздух в областном центре, почему нарушители на протяжении многих лет остаются, по сути, безнаказанными и кто спасет жителей города?
Как это было
Напомним, ядовитый туман окутал Красноармейский район вечером 23 сентября. Смог спустился к Волге, переместился в соседние районы Волгограда.
– Невозможно было дышать, дыхание перехватывало, – рассказывает жительница Красноармейского района Елена Николаева.
– Меня о выбросе предупредил знакомый, работающий в структуре «Газпрома» – им, видимо, сообщили, – вторит Олег Михайлов. – Сказал, чтобы я срочно закрыл в квартире окна, потому что на «Каустике» произошла авария. Официальной информации не было, позже сказали, что горели свалки и камыш. Но я хоть и не специалист, почувствовал, что запах был явно химического происхождения – возможно, что-то вроде смеси хлора и водорода.
– Запомнила этот день, потому что моего двухлетнего ребенка после этого два дня рвало, да и сама я не очень хорошо себя чувствовала, – делится Юлия Пасных. – В больницу мы обращаться не стали, потому что у нас вообще-то часто бывают такие запахи, но на этот раз они были особенно сильными, возможно, еще и потому, что мы были в гостях неподалеку от «Каустика».
Олеся Кишко со своим ребенком к педиатру обратилась.
– Нам не удавалось сбить высокую температуру. Назначили сначала один, затем другой противовирусный препарат, но они не помогали. Болезнь затянулась надолго, и не только у нас – у пятилетнего сына соседки были такие же симптомы.
– Я в тот вечер вышла в магазин «Магнит» – все было в тумане, – вспоминает Мария Кузнецова. – Девятилетний сын оставался дома, но все равно ему досталось – поднялась температура, началась рвота. То же было у половины его одноклассников. Врачи говорили – вирусная инфекция. Бабушки из нашего подъезда (я живу на улице Промысловой), которые тоже очень плохо себя чувствовали, звонили в экологическую службу, но там ответили, что все показания в норме, никаких выбросов не было, им все показалось.
Без паники
Директор Регионального центра гражданских экологических инициатив Ирина Глинянова уверена – бабушкам не показалось.
– Я живу на Тулака, – пояснила она. – В тот вечер вышла прогуляться, но едва оказалась на улице, почувствовала резкий запах. Глаза заслезились, дыхание перехватило. Принялась звонить в ГУАОККОПС (городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающий природной среды. – Ред. ), там все время было занято. Тогда я села в машину, поехала на улицу Ковровскую, где находится эта лаборатория. Привезла ребят, они сделали замеры. Но их результаты мне увидеть так и не удалось – директор учреждения г-н Кичев письменно мне ответил, что многочисленные превышения норм допустимых концентраций зафиксированы, однако представлены лабораторные данные «могут быть только по запросу надзорных органов и суда».
Депутат Волгоградской гордумы Дмитрий Крылов позже обмолвился:  на расширенном заседании думского комитета по экологии и благоустройству представитель одного из органов, призванных защищать права жителей региона, заявил, что оглашать такого рода информацию нельзя, чтобы не сеять панику среди населения.
Значит, основания для паники были?
– На мой взгляд, имел место выброс хлора или хлорсодержащих веществ, – считает Ирина Глинянова. – Об этом свидетельствует и специфический запах (мне, как химику по образованию, он хорошо знаком), и белый туман, окутавший город, – это особенность хлора, который оседает именно таким образом.
Поскольку в своем производстве этот продукт использует в Волгограде только «Каустик», экологи заподозрили – выброс был именно там.
Виноват «Акватикс»?
В Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре тоже посчитали, что причиной задымления атмосферного воздуха стала нештатная ситуация на «Каустике». В одном из цехов произошло задымление хлорсодержащего вещества для очистки бассейнов «Акватикс». По данным надзорного органа от 25 сентября, в отобранных близ предприятия пробах воздуха обнаружены превышения предельно допустимых концентраций оксида углерода – до 3,3 раза, диоксида азота – до 2 раз, хлористого водорода – до 2,3 раза, хлора – до 2,1 раза, фенола – до 2,3 раза, формальдегида – до 1,2 раза. Загрязняющие вещества распространились по всему Волгограду.
«Каустик» наказали за непредставление информации об аварийном выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Прокуратура внесла в адрес предприятия  представление.
Тем временем ситуация вышла за рамки региона – разобраться в ней на месте уполномочили замначальника управления экологического надзора Росприроднадзора г-на Оводкова. Несколько дней спустя замруководителя этого ведомства г-н Амирханов докладывал министру природы РФ Сергею Донскову: положение дел усугубили сотрудники завода, которые начали тушить возгорание водой. Содержание хлора в этой продукции составляет 42 процента.
На сайте регионального Росприроднадзора промелькнула и другая информация: ЗАО «НикоМаг» – предприятию, расположенному на территории промышленной площадки «Каустика» – приостановлено действие разрешения на выброс. Причина – превышение норматива выброса по хлориду водорода. Это вещество снижает способность к ориентированию человека, а, соприкасаясь с глазным яблоком, превращается в едкую соляную кислоту. Газ вызывает спазмы дыхания, отеки и удушье. При достижении критической концентрации, уже через пару минут наступает летальный исход.
Пятая колонна
Заседание «круглого стола», организованного в конце минувшей недели на «Каустике», гендиректор Эльдор Азизов начал с нападок на экологов-общественников. Прозвучали обвинения их в некомпетентности, и не только.
– Я считаю, что вы – иностранные агенты, а ваша деятельность направлена на развал промышленного потенциала области, который и без того лежит ниже плинтуса, – заявил Азизов.
И, похоже, так думает не только он: прежде, на пресс-конференции, которую созвали общественники, представитель профсоюза химиков обвинила их в развале волгоградского «Химпрома».
Экологи парировали: «Мы собрались не для того, чтобы нас отчитывали, как школьников, а с целью выяснить – почему происходит загрязнение воздуха настолько, что люди, живущие на территории района, боятся открывать окна».
Общественников поддержал депутат гордумы Дмитрий Крылов.
– Мне пачками приходят письма от красноармейцев, требующих разобраться в экологической ситуации и отстоять их право на здоровье и жизнь, – подчеркнул он. – И ответа на этот вопрос я жду, прежде всего, от руководителя регионального Росприроднадзора г-на Новикова.
Ошибка «надзорников»?
Под давлением присутствующих Азизов признал: нештатная ситуация на предприятии была – истлело три поддона таблеток, содержащих хлор.
– Виной был окурок, попавший на упаковку, – сообщил он. –  Мы, действительно, не уведомили об этом контролирующие органы, потому что посчитали – это никак не могло повлиять на загазованность всего города. Что касается информации о тушении возгорания водой, то она неверна. Это подтверждают зафиксированные нами переговоры с диспетчерской.
Ситуацию с ЗАО «НикоМаг» он объяснил так:
– Производство на этом предприятии состоит из двух частей. Старое, выпускающее хлорид магния, имеет разрешение на выброс вредных веществ. 24 сентября сотрудник Росприроднадзора увидел дымящуюся трубу и побежал с криком: «НикоМаг» (не имеющий такого разрешения. – Ред.) работает! Он произвел отборы проб и зафиксировал превышение по выбросам в 4,5 раза. Но, по нашему мнению, они были сделаны не надлежащим образом.
Руководитель регионального Росприроднадзоратого Михаил Новиков сидел, опустив голову, как проштрафившийся первоклашка, пока Азизов разносил его подчиненного, упрекая в непрофессионализме.
Тем временем Эльдор Азизов отбил еще одну подачу экологов. Те интересовались, почему накануне открытия ЗАО «НикоМаг» не были организованы общественные слушания, почему не проводилась государственная экологическая экспертиза?
– Этот вопрос еще раз свидетельствует о вашей некомпетентности, – возразил он. – Для открытия «НикоМаг» госэкспертиза проводиться не должна!
Михаил Новиков промолчал.
Беспризорный воздух
В ходе нашего расследования высветилась еще одна проблема. Выяснилось, что определять – загрязнен ли воздух, в регионе, практически, некому.
Подведомственная мэрии Волгограда лаборатория МУ ГУАОККОПС не имеет аттестата аккредитации – документа, позволяющего ей проводить аналитические исследования и выдавать результаты. А, значит, юридически применить ее данные к контрольно-надзорной деятельности невозможно.
Стационарные посты наблюдения (ведомство облкомприроды и центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), выявляют ограниченное количество веществ. Это не позволяет оценить вклад в загрязнение воздуха отдельных предприятий.
Лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии (в подчинение Роспотребнадзора), в оперативном порядке на жалобы жителей региона не реагирует. Часы ее работы – с 8–00 до 17-00 в будние дни. Притом, что жалобы поступают чаще всего в вечернее и ночное время, а также в выходные.
Остается лаборатория ЦЛАТИ (центр лабораторного анализа и техизмерений. – Ред.), находящаяся в ведении Росприроднадзора. Но ее ресурсов и финансовых возможностей явно недостаточно, чтобы представить объективную картину.
И нужно отдать должное региональному Росприроднадзору – ведомство, как сообщила «ИНТЕРу» замруководителя Ирина Панина, уведомляло об этом городские и областные власти.
На заседании «круглого стола» на «Каустике» г-н Азизов предложил за счет предприятия приобрести соответствующее оборудование и передать его администрации Волгограда. Однако совершенно ясно, что бюджету областного центра будет не под силу содержать и обслуживать этот слишком дорогостоящий подарок.
*          *          *
Получается, защищать волгоградцев некому?
Надзорные органы, пригвоздившие поначалу к позорному столбу «Каустик», по сути, расписались в своей некомпетентности. Иначе чем объяснить, что представители Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, облкомприроды и Роспотребнадзора ни в чем не возразили г-ну Азизову?
А ведь в городе произошла, по сути, экологическая катастрофа – от ядовитого смога, накрывшего город, задыхались сотни тысяч его жителей. Досталось и Городищенскому району, который прежде привлекал тем, что совмещает близость к областному центру с экологической безопасностью.
И никто не может дать гарантии, что подобное не повторится. Ведь виновный – кто бы он ни был – остался безнаказанным. И ничто не помешает ему продолжать свое черное дело – лишать людей права на жизнь.
Галина Гунькина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here