Остров Качалинский: здесь птицы не поют, деревья не растут…
Кто ответит за то, что заповедную территорию в Иловлинском районе Волгоградской области уничтожил огонь
Необитаемый остров
Тему лесных пожаров «ИНТЕР» затрагивал неоднократно. Так, о пожаре, который случился в сентябре на острове Качалинском в Иловлинском районе области, мы уже рассказывали читателям. Как мы тогда выяснили, остров является заповедной и особо охраняемой зоной, его земли входят в территорию природного парка «Донской». Как дошло до того, что на особо охраняемой территории полыхал пожар, который никто не тушил? Кто понесет за это ответственность? Как собираются природоохранные ведомства предотвращать подобное? Эти вопросы по сей день они остаются без ответа.
В понедельник 5 октября журналисты редакции побывали на острове Качалинском, чтобы увидеть, какие разрушения принес огонь. Картина удручающая и жуткая: площадь, пораженную пожаром, нельзя было охватить взглядом. Обугленные и поваленные стволы деревьев, пустые звериные норы, зияющие на обнаженной земле, толстый слой пепла, укрывающий все, как снег, и абсолютная тишина. Птицы здесь больше не поют…
Но самое тревожное, по словам очевидцев, что возгорания возникали почти неделю. «Остров горел то там, то здесь, пока почти весь и не выгорел, — рассказал житель станицы Качалинской.- Я тут часто рыбачу на берегу реки напротив острова. Никто и не тушил огонь. Да и не подобраться к нему было. Я видел, как во время пожара с острова в панике переплывали животные: косули, лоси, кабаны, бобры…».
Остров настолько велик, что всю растительность огонь уничтожить не смог. Со стороны Качалинский по-прежнему смотрится заросшим деревьями. Но это только со стороны.
Как ни странно, и в Иловлинском лесничестве, и в областном комитете лесного хозяйства, куда обратился «ИНТЕР», утверждают, что насаждения острова не входят в лесной фонд региона, поскольку там, в основном, ландшафтная растительность, то есть поляны. Странно потому, что попав на остров, мы убедились в обратном – именно лес стал жертвой стихии.
Но самое главное было то, что от таких возгораний, как мы поняли, остров и впредь не застрахован. И, кажется, это мало кого волнует. «Ущерба лесным насаждениям этот пожар не нанес, ни одно животное там не сгорело, — с непонятной уверенностью пояснила «ИНТЕРу» заместитель директора Иловлинского лесничества, представившаяся Антониной Викторовной. – Во время пожара туда вообще попасть невозможно было. У нас нет пожарной авиации, парома специального тоже нет. Вы что нам предлагаете, вплавь туда переправляться с ранцами на спине? Или вы хотите сказать, что в области есть лишние 20 миллионов рублей на вертолет?» – с вызовом добавила чиновница. Пояснить, в чем конкретно состоят функции лесничества, Антонина Викторовна сначала отказывалась, отправляя нас за консультацией в интернет, а позже заявила, что отчитываться перед нами не собирается. Но нам не нужен был отчет, мы пытались понять, кто и как должен защищать и без того скудные лесные насаждения Волгоградской области, и какие выводы были сделаны после экологического ЧП на острове. Уместно напомнить, что в Трехостровской еще один лесной пожар случился ранее, в августе этого года, когда на поле загорелся трактор. Тогда пламя уничтожило дубовые насаждения.
ЧС
В статье, которая вышла месяц назад, «ИНТЕР» писал, что областной комитет природных ресурсов и экологии ведет работу по установлению виновных лиц в нарушении природоохранного законодательства по случаю возгорания на острове. Если они будут выявлены, то возбудят административное производство, при этом штрафные санкции могут составить до 500 тыс. руб.
В ходе подготовки этой публикации в пресс-службе комитета нам подтвердили, что такая работа ведется, обстоятельства возгорания выясняются. Но какими бы не оказались обстоятельства, тушить возгорание, если оно произойдет на территории, окруженной водой, похоже, по-прежнему некому. В природном парке «Донской» сослались на МЧС, а в МСЧ нам пояснили, что машины выезжают только на пожары, угрожающие населенным пунктам. Получается, гори оно все синим пламенем?
Деревья в огне
По данным областного комитета лесного хозяйства, на сегодняшний день, начиная с марта 2015 года, на территории области произошло уже 30 лесных пожаров общей площадью 315, 17 га. За аналогичный период 2014 года пожаров произошло 18, а площадь возгорания составляла 50 га, то есть в шесть раз меньше нынешней.
Конечно, можно все списать на сихию, сухую и жаркую погоду и прочее. Но ситуация в Качалинском показывает: в этом случае прироохранные ведомстсва оказались не готовы к борьбе с огнем. На восстаноление утраченного заповедного уголка теперь уйдут многие годы, а может, десятилетия. И если выводы не будут сделаны и виновные наказаны, то от повторения подобной беды не застрахованы в том числе и особо охраняемые территории. Между тем зеленые легкие региона составляют всего порядка 4,3% от территории всех волгоградских земель. После пожаров этого года — еще меньше.
***
«ИНТЕР» обратился в региональный Экологический совет Волгоградской области с целью привлечь внимание специалистов к происшедшему на острове Качалинском в Иловлинском районе области, результатам расследования происшедшего и предотвращению подобных экологических ЧП.
Похожие записи:
- Маловодье грозит экологической катастрофой Среднеахтубинской пойме
- В Волгоградской области спасатели продлили экстренное предупреждение по пожароопасности
- В Волгограде завод «Красный Октябрь» выбросил в атмосферу около трех тысяч тонн загрязняющих веществ
- Волгоградские пруды и озера дизенсицируют от личинок комаров и клещей
- В Волгоградской области возбудили но уголовное дело по факту розлива нефтепродуктов
Добавить комментарий