Цены на продукты питания продолжают оставаться важнейшим вопросом для россиян. Да, мы сейчас не наблюдаем таких скачков, которыми ознаменовался конец прошлого и начало этого года. А на некоторые группы товаров отмечается даже снижение стоимости. Тем не менее ценники, которые мы видим сегодня на прилавках наших магазинов сильно отличаются от того, что было год назад. «ИНТЕР» решил провести собственное расследование и узнать, как формируются цены в волгоградских торговых точках и чего ждать потребителю в ближайшем будущем.

Рынок стабилизировался?
По данным комитета промышленности и торговли нашего региона, в апреле цены на основные продовольственные товары держались примерно на одном и том же уровне. Ощутимо выросла только стоимость некоторых овощей: средняя цена на капусту белокочанную увеличилась на 9,9%, морковь- на 9,5%, лук репчатый — на 6,8%. А вот картофель подешевел на 0,1% и на 0,6% — яблоки. Средняя цена на масло подсолнечное увеличилась на 0,5%, а на бакалейные товары снизилась: на крупу рисовую — на 0,2%, крупу гречневую — на 0,5%, макаронные изделия — на 0,1%, сахар — на 0,6%, соль поваренную — на 1,2% и чай черный — на 0,9%.
Снизилась цена на молоко — на 0,5% и масло сливочное — на 0,9%, на 1,5% подешевел творог, сыр — на 3,7%, на 0,2% и 0,7% меньше стали стоить кефир и сметана, соответственно.
На 0,4% подорожало мясо (свинина, говядина), при этом подешевели курятина на 0,9% и весь ассортимент колбасных изделий — от 0,1% до 0,7%. Также отмечено снижение средней цены на 0,8% на хлеб белый из пшеничной муки и на 0,6% на хлеб черный ржаной, ржано-пшеничный.
На 1,8% снизилась средняя цена на яйцо столовое.
Значительно снизилась цена на огурцы свежие – на 10,9%. При этом на 7,2% подорожали свежие томаты.
С овощами все понятно: в этом случае цены варьируются в зависимости от сезона. Но вот то, что хоть понемногу, но откатываются назад цены на другие товары — как это объяснить?
— Мы тоже наблюдаем подобную тенденцию, — отмечает начальник отдела закупок торговой компании «МАН» Екатерина Саверина. — Просто в начале года некоторые поставщики слишком сильно подняли цены. Но из-за такого резкого подорожания спрос на их продукцию упал, люди переключились на другие марки, соответственно, снизилась и прибыль данных организаций. Сейчас они снижают цены на поставляемую продукцию: это чайная группа, бакалея…

От производителя до потребителя
Но почему так резко выросли цены в начале года? Многие в тот момент о говорили о спекуляциях, которые осуществляли именно сети.
— На самом деле у сетей в тот момент просто не было выхода, — комментирует ситуацию конца 2014-начала 2015 года Екатерина Саверина. — Мы старались удерживать ситуацию как могли. Но цены росли иногда совершенно безумными темпами. Я понимаю, что бананы по 100 рублей — это что-то запредельное. Но ценовую политику диктовали поставщики.
Слова специалиста подтверждаются сухими цифрами статистики: на сайте Минсельхоза РФ приводится динамика цен производителей пищевой и перерабатывающей промышленности и потребительских цен на продовольственные товары. Речь там идет исключительно о продуктах, производимых в нашем отечестве, поэтому историю с бананами отследить проблематично, а вот по хлебу, говядине, курятине ситуация довольно прозрачна.
Судите сами: вот какие данные приводятся на 1 мая 2015 года. Производство говядины 1 сорта по отношению к 1 января 2014 года выросло на 19,1%, а стоимость реализации на 21,7 %. Цена свинины 3 категории отечественной подросла на 24%, но и стоимость ее производства увеличилась на 21%. По яйцу куриному расхождение составляет вообще меньше 1%: цена производства подросла на 28,8%, цена реализации — на 29,2%. И такая ситуация наблюдается по подавляющему большинству позиций. А, например, по хлебу пшеничному из муки высшего сорта вообще складывается интересная картина: цена производства выросла на 18,4%, потребительская цена — на 15,9%. Видимо, это произошло потому, что расценки на хлеб — как основу социальной потребительской корзины — были заморожены в первую очередь. Вывод напрашивается простой: насколько увеличивает отпускные цены производитель, настолько же дорожает продукт в розничной торговой сети — плюс 1-2%. А иногда, как показывает ситуация с хлебом, торговля несколько отстает от производителя, удерживая на доступном уровне стоимость самых социально значимых продуктов.
— С самого начала роста цен мы сформировали социальную линейку продуктов первой необходимости, — продолжает Екатерина Саверина.- И заключили договора с производителями, где прописали, что в течение определенного периода времени цены на эти товары не будут расти. Всего 20 наименований, в том числе молоко, сыр, мясо, хлеб и т.д. В магазинах имелись специальные плакаты, которые извещали покупателей: какие продукты и каких марок они могут приобрести по более низким ценам. Эти договора действовали до конца апреля, а сейчас мы их не продлеваем, потому что просто не видим смысла. Рынок прекратил свой скачкообразный рост.
Объяснения исчерпывающие. Однако в течение всего прошедшего полугодия истерия против «сговора сетей» нагнеталась очень серьезная. Причем делалось это персонами как федерального, так и регионального масштаба. Меж тем, при производимых объемах продовольственной продукции в стране, говорить серьезно о том, что несмотря на санкционную войну цены не должны вырасти, просто несерьезно. Мы много слышали о программе импортозамещения с телевизионных экранов, но практическое ее воплощение пока оставляет желать лучшего. Вот и напрашивается сам собой вопрос: может быть, переключая внимание на сети, чиновники всех уровней просто хотят отвести удар от себя, не сумев создать нормальные условия для развития отечественных производителей?

Как съэкономить?
— Надо сказать, что люди сейчас в принципе ушли в режим экономии, — констатирует Екатерина Саверина. — Они перестали покупать предметы роскоши, приобретают только самое необходимое. В полной мере это относится и к продуктам питания.
Понять потребителей несложно: неизвестно, что нас ждет впереди. Здесь уже не до изысков. Однако интересен подход к данной ситуации некоторых крупных торговых сетей: они наращивают производство собственных линеек продукции.
— Производя товары под своей маркой, мы можем сохранить высокое качество продуктов, при этом попытаться хоть немного снизить цену, — поясняет Екатерина Саверина. — Происходит это за счет объемов: те, у кого мы заказывает производство того или иного товара, знают, что мы однозначно выкупим весь объем заказа, который изначально никогда не бывает маленьким.
В кампании «МАН» существует четыре линейки собственной продукции: это товары, которые выпускаются непосредственно под маркой «МАН», продукция «Волгодар» и «Хуторок Солнышкино», а также объединенные брендом «Бытоффкин», где представлены хозтовары первой необходимости. С начала кризиса каждая из продуктовых линеек расширилась примерно на 5%, а цены на эту продукцию не меняются уже скоро полгода — с января 2015 года. Так что у потребителей сохраняется прекрасная возможность приобретать качественные продукты по довольно низкой цене.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here