Украина: формула войны
| Нет смысла долго описывать военную обстановку вокруг Донбасса и Луганска. В ежедневном формате это отлично делают сводки ополченцев и многочисленных аналитиков, внимательно разбирающих все нюансы этой войны. Обещанная нынешним военным командованием украинской армии президенту Петру Порошенко «решительная военная победа» пока остается пустым звуком. Более того, с середины апреля до конца августа украинская армия понесла самые масштабные в своей истории потери. Правда, пресс-служба Минобороны Украины говорит о 827 погибших и 2944 раненых военнослужащих в ходе так называемой АТО – антитеррористической операции, а независимые эксперты и пресс-служба ДНР вообще говорят о 27888 погибших и раненых, а число дезертиров и пропавших без вести не менее 13 с половиной тысяч человек. Самые крупные потери в боях понёс «Правый сектор» — свыше 7 тысяч убитых и раненых. Большинство из них входили в состав украинской национальной гвардии. Это батальоны «Днепр», «Донбасс», «Чернигов», «Айдар», «Азов». Убиты и ранены 460 иностранных наёмников. В том числе 194 поляка и 160 американцев. Убито 25 сотрудников американских спецслужб – ФБР и ЦРУ и 115 человек из службы безопасности Украины – СБУ. По данным Новороссии, в боях потеряно 448 танков и 827 БМП, БТР и другой колёсной техники. В небе над Донбассом сбито сорок три самолета и двадцать два вертолёта Вооружённых сил Украины. Согласно официально подтверждённым украинской стороной данных, на начало сентября в результате вооружённого конфликта на востоке страны украинские воздушные силы потеряли 10 самолётов, 7 вертолётов, кроме того, Су-25 и Ми-8 потерпели катастрофы по техническим причинам. Можно однозначно утверждать, несмотря на то, что у ополченцев нет своих ВВС, а средства ПВО в ограниченном количестве, полное господство в воздухе украинской армии получить так и не удалось.
За это время, по данным ООН погибло три с половиной тысячи мирных граждан и ополченцев Донецка и Луганска, но реальное число жертв во много раз больше.
По мнению директора Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, сейчас на Украине идёт реванш фашизма. И в этом реванше жители Восточной Украины встретились с теми, с кем воевали их деды. Только в 1962 году был ликвидирован последний бандеровский схрон на Западной Украине. 80 тысяч охранников концлагерей были украинцами. Немцы командовали, а украинцы охраняли бараки и лежали за пулемётами в Бабьем Яре. Ещё примерно 200 тысяч ушли в вермахт и СС. Те, кого не убили, отсидели своё. В 60-х они вернулись домой из лагерей. Это их дети, это их внуки сейчас воюют на Юго-Востоке Украины против ополченцев.
Миллионы украинцев, живущих в Северной и Южной Америке, в Канаде, — это потомки тех, кто ушёл с немцами. Потомки фашистов, которые служили в «Нахтигале» и «Галичине».
Для справки: украинско-националистическая дивизия СС «Галичина», создававшаяся в июне 1943 года в Галиции, в Львове. Спрос — число добровольцев вступить в неё — намного превысило возможности сформировать из них боеспособное соединение, то есть, предложение. Сразу вызвалось записаться более 80 тысяч человек, а в начальный период численность дивизии составляла 13 тысяч человек, затем возросла до 22 тысяч. В первом же серьёзном боевом столкновении с частями Красной Армии под Бродами в июле 1944 года дивизия националистов потерпела тяжёлое поражение, от которого так и не оправилась.
Специальное подразделение «На́хтигаль» — вооружённый отряд, состоявший преимущественно из членов и сторонников ОУН(б) (Организации украинских националистов (бандеровское движение) сформированный и обученный абвером (органом военной разведки и контрразведки Германии в 1919—1944 годах) для действий на территории Украинской ССР. Наряду с подразделением «Роланд», Нахтигаль должен был стать основой будущей армии Украины. Создание подразделения санкционировано 25 февраля 1941 года самим начальником абвера адмиралом В. Канарисом.
Набор в «Нахтигаль» проходил через Краков, где «легионеры» проходили базовую подготовку. 22 июня 1941 года в 3 часа утра «Нахтигаль» перешёл границу на реке Сан и приступил к действиям по прорыву линии советской обороны. 29 июня 1941 года батальон «Нахтигаль» вошёл в город Львов, где его солдатами были взяты под охрану ключевые точки города — электростанция, вокзал, радиостанция, водонапорные башни и другие объекты. Ряд работ, прежде всего польских историков, указывает на участие персонала «Нахтигаля» в уничтожении польской интеллигенции. Другие — официальные украинские историки опровергают факт участия батальона в этих событиях. Историк, уроженец Западной Украины Виталий Масловский, приводит в своей книге слова ученого и общественного деятеля из ГДР А.Нордена, сказанные им на пресс-конференции в Берлине 22 октября 1959 года, о том, что всего «Нахтигаль», полк «Бранденбург 800», фельджандармы и подразделения Краевой экзекутивы ОУН(б) уничтожили с 1 по 6 июля 1941 года около трёх тысяч советских активистов, а также львовян польской и еврейской национальностей. В 2008 году Служба безопасности Украины заявила о наличии у неё документов, свидетельствующих о непричастности Организации украинских националистов к уничтожению еврейского населения во Львове в 1941 году. Однако подлинность этих документов поставлена под сомнение канадским историком Джоном-Полом Химкой, отметившим вероятность того, что данные документы были написаны оуновцами после октября 1943 года с целью переложить всю ответственность за погромы на немцев и показать непричастность к ним ОУН и украинцев. Ту же точку зрения поддерживают и некоторые польские историки
7 июля 1941 г. «Нахтигаль» начал передислокацию из Львова в Тернополь. 13 июля батальон пересёк старую советско-польскую границу и к 16 июля достигли Винницы. 21 октября 1941 года украинский личный состав «Нахтигаль» был объединён с личным составом батальона «Роланд». Военнослужащим этого объединенного подразделения было предложено заключить контракт сроком один год (с 1 декабря 1941 по 1 декабря 1942 года) на службу в охранной полиции. Только 15 человек отказались от подписания контракта, после чего они были отправлены в трудовые лагеря. Подписавшие контракт составили 201-й батальон охранной полиции и вели антипартизанские действия на территории Белоруссии. 1 декабря 1942 года истек срок годичного контракта военнослужащих батальона, однако, никто из них не согласился подписать новый контракт. После чего подразделение было расформировано, а его бывших солдат и офицеров начали по частям перебрасывать во Львов.
Последние 20 с лишним лет потомки украинских националистов, проживающих за границей, поддерживают теснейшие контакты со своими родственниками на Украине. Ездят по местам «боевой славы» бандеровцев, инвестируют, лоббируют свои интересы в Конгрессе и правительстве США, Канады и Австралии.
Надо отметить, что махровый национализм расцвёл на Украине не сразу. На протяжении последних 20 лет подпитываемые финансовыми вливаниями американцев, националисты активно вербовали сторонников. Продвижению их идей содействовали и украинские СМИ. Националисты систематически проводили так называемые «бойовы вышколы» (военные сборы) с использованием травматического, холодного и огнестрельного оружия. Опытные мастера преподавали им технику восточных единоборств. Фоторепортажи свободно публиковались на сайтах организации. Например, «вышкола» с участием Яроша в сентябре 2013 года прошла под Черниговом.
Как сам Ярош, так и его приближённые имеют богатый околокриминальный и боевой опыт. Они воевали против российских войск в Чечне, Абхазии и других «горячих точках». Они не скрывают, что лично участвовали в боевых операциях, поджигали БТРы и расстреливали российских солдат и офицеров. Как очень тонко охарактеризовал эту ситуацию Евгений Сатановский – одна группа населения «Правый сектор», бандеровцы на Западной Украине, а точнее национально-идеологизированная часть этой группы, пытается: первое – создать свою национальную мифологию; второе – навязать её всем; третье – воспитать «молодняк» на этой мифологии. И у них это успешно получилось – вот вам в итоге и майдан, и война на Юго-Востоке Украины с теми, кто не желает разделять их националистическую идеологию и просто ненавидит националистов-бандеровцев.
Украинский журналист Олег Величко в своей статье «Формула ненависти», опубликованной в журнале «Вне закона» № 16 в августе 2014 года, приводит очень интересные факты: «В апреле 2014 года интервью у Яроша взял азербайджанский портал haqqin.az. Издание назвало этого деятеля «одним из главных претендентов на власть» в Киеве и «главнокомандующим украинской революции».
На вопрос о том, как он оценивает тот факт, что Азербайджан проголосовал за принятие резолюции Генеральной ассамблеи ООН, поддержавшей территориальную целостность Украины, и не признавшей правомерным референдум в Крыму, в то время как Армения проголосовала против этой резолюции, «поддержав действия России», Ярош ответил: «Мы благодарны дружественному Азербайджану за поддержку и признание территориальной целостности Украины. Что же касается Армении, то «Правый сектор» запомнит её позицию по поводу аннексии Крыма. У украинцев вообще очень хорошая память!» — угрожающе процедил Ярош.
В этой связи стоит отметить, что украинские наёмники принимали активное участие в карабахской войне в период 1991-1995 годов. Как известно, первые наёмники-украинцы появились в рядах азербайджанской армии уже в 1991 году. При этом сам Дмитрий Ярош вместе с известным международным террористом Доку Умаровым (ныне покойном) организовал лагерь для боевиков в азербайджанском городе Закаталы. Здесь готовились «надёжные кадры» как для засылки в Карабах, так и на российский Северный Кавказ.
Также украинская сторона поставила в годы войны Азербайджану огромное количество оставшегося от Советской армии оружия. В том числе танки, самоходные артиллерийские установки, «Грады» и «Смерчи». Запчасти к ним поставлялись из Украины вместе с инструкторами. Благодаря этому Азербайджан первым в ходе войны применил реактивную систему залпового огня БМ-21 «Град», вертолёт огневой поддержки Ми-24, тактический вертолётный десант, штурмовик Су-25, парашютный десант. Большинство пилотов в рядах ВВС Азербайджана составляли наёмники, причём в массе своей – граждане Украины. На большегрузных транспортных самолётах из Украины в Азербайджан доставлялись комплектующие самолётов-истребителей и бомбардировщиков, и под руководством украинских инструкторов была организована их сборка близ Баку.
Следует также напомнить, что поставки украинского оружия в военной техники в Азербайджан происходили вопреки соответствующей резолюции ООН, призывающей все страны воздерживаться от их поставки в зоны конфликта. Киев открыто вооружал азербайджанскую сторону тяжёлым и иным оружием именно в период ведения активных боевых действий».
Что касается Яроша, то его многочисленные призывы к террористической войне против России привели к тому, что Следственный комитет РФ возбудил против него уголовное дело. 1 марта 2014 года на странице «Правого сектора» в соцсети «Вконтакте» появилось обращение Яроша к террористу Доку Умарову с призывом «с оружием в руках поддержать антироссийские силы» на Украине. В связи с чем Ярош был объявлен СК РФ в международный розыск. Как напомнил Владимир Маркин, представители СК РФ неоднократно заявляли, что подозревают в бандитизме ряд известных украинских националистов, в том числе Яроша, Андрея и Олега Тягнибоков.
В украинскую прессу просочились сведения, что «Правый сектор» планирует добиваться назначения своего лидера Дмитрия Яроша главой Службы безопасности Украины (СБУ). На этом посту он должен сосредоточить свои усилия не только на подавлении любого инакомыслия на юго-востоке Украины, но и проводить с использованием подразделений СБУ в приграничных областях активную подрывную деятельность против России.
В «Экспресс-газете» № 33 от 18.08.2014 года один из лучших специалистов по российско-украинским отношениям, руководитель Фонда социально-политических инициатив, автор книг «Брат» и «Брат-2» Роман Василишин поделился своими мыслями по поводу будущего Донбасса.
— Речь о сохранении экономической, инфраструктурной и хозяйственной целостности Донбасса уже не идёт, — считает политолог. – Уничтожение повстанцев планируется любой ценой. Если в мае говорилось о том, что США готовы закрыть глаза на пару тысяч убитых в АТО, оправдать их и обосновать, то сейчас этот лимит снят.
Выжженные сердца матерей, десятки тысяч вдов, сироты, которые будут знать, что «это русские моего папу убили», хотя это ответ украинского и русского народов Донбасса нацистам, которые туда заявились и начали террор местного населения. Но телевизор вывернул этот процесс. Как минимум половина населения Украины твердо уверена, что украинская армия воюет непосредственно с российской. Что российские войска окружили, бомбят, расстреливают.
Посмотрите, почти все женские бунты на Украине не против войны, а против плохих бронежилетов и плохих командиров. Они хотят, чтобы «колорады» горели, а их дети – нет. Чтобы сын или муж поехал на войну, пострелял издалека по «ватникам», ему дали премию, кусок земли, другие блага.
В Западной Украине народ радуется от вида сожжённых городов Донбасса. В блогосфере требуют ещё больше крови.
Заканчивая свою статью, хочу ещё раз обратиться к мнению одного из лучших российских аналитиков – Евгения Сатановского. В статье «Эпоха всеобщего недоверия», опубликованной в «Аргументах недели» № 16 от 7-13 мая 2014 года ему был задан вопрос: «Почему мы тысячу лет живём с татарами, но боимся исламистов, например с Северного Кавказа?». Он ответил, что надо различать мусульман. С татарами мы перемешались так, что не разорвать. «Я не понимаю, почему боятся выходцев в Кавказа. Но надо иметь в виду, что мусульманин и радикальный исламист – это суть противоположные люди. Поэтому иногда очень странно слышать слова о легализации некоторых террористических организаций, об отмене запрета на деятельность тех же «Братьев-мусульман». Договорились до того, что законы шариата неплохо бы разрешить. Но они, когда их внедряют на местах, оказываются небезопасной штукой. Есть опыт Лондона, Брюсселя, шведского Мальме. Поэтому когда вы говорите о разрешении деятельности исламистов любого типа – вы говорите о тех, кто вас заменит, а не будет жить рядом с вами. У вас не будет многонационального поликонфессионального толерантного государства.
У власти вместо вас будут фанатичные приверженцы консервативного и ультраконсервативного ислама, в том диком понимании, который у них есть. И переубедить, перевоспитать их невозможно – это религиозные фанатики средневекового типа. Тут игра идёт на выживание – кто кого. Если эти люди хотят жить по своим правилам, то пускай живут. Но только не в той стране, которая называется Российская Федерация. Мир велик».
Николай Варавин, историк,
полковник милиции в отставке,
ветеран боевых действий