В свое время авторитетный экономист Карл Маркс заметил: «…при 100% прибыли он (капитал) попирает все человеческие законы». В случае же с волгоградцами, проживающими по адресу ул. КИМ, 9, капитал, по нашему мнению,пренебрег элементарными человеческими понятиями. Да и законами, кстати, тоже.
Начнем с предыстории.
В 1958 году на ул. КИМ, 9 сдали в эксплуатацию пятиэтажный жилой дом на 40 квартир с двумя подъездами. При этом в центральной части цоколя, по проекту, было оборудовано большое бомбоубежище с фильтрующей вентиляционной установкой и подземным запасным выходом в центр двора. А в боковых крыльях подвала, опять же по проекту, были построены боксы с кирпичными перегородками и деревянными дверями – по числу квартир в каждом подъезде. Боксы (в просторечии – сараи) предназначались для хранения домашних заготовок, овощей и прочего. Кроме того, как пояснил мне один знакомый архитектор, при чрезвычайной ситуации эти боксы должны служить продовольственными кладовыми для сидельцев бомбоубежища в случае химического или радиоактивного заражения местности.
С тех пор обитатели дома спокойно пользовались своими кладовыми. И вот однажды, 17 июля 2012 года, председатель домового комитета Нина Федорова, спустившись в подвал, встретила в лабиринте подземелья двух незнакомых людей. Поинтересовалась, что они здесь делают. Ответ был крайне неожиданным: «Это наша собственность, мы ее купили».
Встревоженные жильцы, посовещавшись, решили обратиться за правдой к депутату облдумы прошлого созыва Наталье Латышевской. Она направила депутатский запрос в мэрию Волгограда. Через пару недель Наталья Ивановна получила ответ от городского департамента муниципального имущества (ДМИ) с приложением пакета документов, проливающих свет на эту темную историю.
Выяснилось, что ДМИ на протяжении последних лет разрабатывал ежегодные «прогнозные планы приватизации муниципального имущества», то есть ломал голову над тем, что бы еще продать. И вот в 2012 году роковой выбор пал на упомянутый подвал. Обитатели дома и не подозревали, что над их кладовками нависли тучи.
24 августа 2012 года ДМИ оформил нужный документ – Свидетельство о государственной регистрации права. Бумагу сию выдало управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. Из документа явствовало, что обременений (ограничений) на данный объект не зарегистрировано. С чем категорически не согласились жильцы, опираясь на ст.36 Жилищного кодекса России. В ней сказано, что если в помещении есть оборудование, обслуживающее более чем одну квартиру, то это помещение является общей собственностью жильцов. А такового в нашем подвале – хоть отбавляй: канализационные и водопроводные стояки и лежаки, счетчики холодной и горячей воды, манометры, термометры, массивные водяные задвижки… Да и сама система боксов с капитальными перегородками разве не является оборудованием социально-бытового назначения?
В ответе на запрос депутата было сказано, «результат сделки может быть оспорен только в судебном порядке». И жильцы решили этим воспользоваться. В пользу своих доводов они заметили, что кирпичные переборки, образующие прочную сотовую систему, являются дополнительным препятствием против обрушения плит перекрытия, если наступят лихие времена. Что оба подвала являются придатками бомбоубежища. Если в подвале будет торгово-развлекательное заведение, как им было заявлено, то от всей этой системы не останется камня на камне. Не слишком ли большой урон за вырученные 1,5 миллиона? Особенно в свете участившихся призывов депутатского корпуса привести в порядок все бомбоубежища? Для нашего Южного федерального округа это особенно актуально, учитывая события на Украине.
В том, что подвал площадью 197 кв. метров был продан всего за полтора миллиона рублей, жильцы увидели коррупционную составляющую. По из мнению, весьма примечательно, что покупатели объявили о своей сделке 17 июля, но официально договор купли-продажи был заключен лишь 5 августа, сразу после протестного обращения граждан. Значит, в июле подвал был куплен неофициально? Интересно, за какую сумму? И сколько еще помещений отчуждено у жителей города, законных собственников, которые об этом даже не подозревают?
Учитывая все вышесказанное, жильцы дома на ул. КИМ, 9 направили письма в следственные органы и обратились к гаранту Конституции РФ – президенту страны. Кроме того, они подали иск в суд. Будем надеяться, что им повезет больше, чем другим волгоградцам, оказавшимся в похожей ситуации. Напомним, что лишь несколько лет назад обитатели дома по ул. Рабоче-Крестьянской, 8 были возмущены возведением башни делового центра, которую в результате пристроили к торцу этого здания, образующего с домом по КИМ, 9 общий двор. «ИНТЕР» неоднократно излагали позицию недовольных собственников квартир. Но, к их сожалению, башня была установлена. За прошедшие 5 лет в ней заселили лишь два этажа из восьми. Зато обитатели пяти квартир дома по ул. Рабоче-Крестьянской, 8, потеряли всякую возможность увидеть хоть один солнечный луч в году…