АПК вороновУ хутора Верхнекумского Октябрьского района есть, как минимум, две отличительные черты, не заметить которые нельзя: глубокая умиротворяющая тишина, в которой душа словно очищается от суеты, и гостеприимство. Когда журналисты «ИНТЕРа» приехали сюда, то были приятно удивлены: буквально каждый встречный готов был не только поделиться информацией, но и напоить от души ароматным чаем. Такое радушие и обезоруживающее доверие к незнакомым людям, честно говоря, стали диковиной.
— У нас и двери не запирают ни на ночь, ни когда отлучаемся из дома, — с улыбкой отвечает на мое удивление Сергей Георгиевич Воронов, местный фермер. – Такой у нас здесь народ подобрался. Но не это самое главное. Именно о нашем хуторе идет речь в книге Юрия Бондарева «Горячий снег». У нас и монумент соответствующий стоит на окраине хутора.
Сам Сергей Георгиевич в Верхнекумском прожил всю свою жизнь. И никогда не тянуло перебраться ни в город, ни тем более за границу. При этом всегда ощущал себя на своем месте, работал на земле – занимался понятным и любимым делом.
До 1994 года в местном совхозе «Советский» он был бригадиром и заведующим машинным двором. Потом организовал свое крестьянско-фермерское хозяйство. Начинал с малого — со 150 га. Вспоминает: многое было непонятно. Дело-то, вроде, не новое, но и новое одновременно. Полная самостоятельность на фоне прогрессирующего упадка в стране и отсутствия видимой перспективы – удел рискованных и даже отчаянных парней.
На самом же деле все было куда прозаичнее.
— Я больше ничего и не умею – только вот хлеб растить, — разводит руками Сергей Георгиевич, как будто этого мало. – Это дело я знаю от и до, и вообще люблю землю.
Сеял, как и все местные земледельцы, озимую и яровую пшеницу, ячмень, просо, суданку. Выгадывал что-то для развития собственного хозяйства, чтобы покрепче на ноги встать. Увеличивал угодья — до прошлого года в его КФХ числилось 2 тыс. га. В этом – пришлось сократить до 1200 га. Резкое уменьшение площадей произошло из-за поражения земли горчаком. Справиться самому с этой болезнью оказалось непосильной задачей. — Пораженный участок, где горчак рос сплошняком, составлял 400 га. Его требовалось обработать гербицидами в течение сезона минимум три раза. Такие расходы могли поставить под угрозу результаты всей моей работы. Пришлось расстаться с землей, — говорит руководитель КФХ.
Большая часть из оставшейся площади отдается под озимку — 700 га. Этот год для озимых зерновых выдался богатым. Урожайность до 30 ц/га — вот что значит осень была щедра на дожди. А вот суданка не уродилась ни в этом, ни в прошлом году. Выращенный хлеб закончили убирать месяц назад – в общей сложности 1 700 тонн сняли. И все, что Воронов запланировал реализовать, уже реализовал. Другой вопрос, по какой цене.
Эта тема – боль любого фермера. -Цена, конечно, никудышняя – 6 руб. 40 коп. за килограмм. Сейчас она потихоньку растет, и можно было бы придержать продукт, и склад по объему позволяет, если бы банковские долги не тянули с возвратом займов на технику, на семена, — признается Сергей Георгиевич. — В закромах сейчас ровно столько, чтобы весной провести сев. И это уже хорошо: были сезоны, как, например, в позапрошлом году, когда собрали вообще по полтора центнера с гектара, лишь бы на семена. Самоотверженности наших российских фермеров остается только удивляться…
В штате Воронова трудятся три его сына и супруга, которая выполняет обязанности бухгалтера. В общем-то, надежный коллектив. А в целом рабочих рук в Верхнекумском не хватает, хоть кричи. Воронов рассказывает, как лет пять назад он пытался животноводством заняться. Закупил 30 голов овец, но пасти оказалось некому.
— Молодежь мы, конечно, упустили, — считает он. — Никто на земле работать не хочет. Да и пустеет деревня. У нас вот в районе организовываются курсы механизаторов, так еле одного человека нашел и уговорил пойти поучиться. Тут же работать надо, а куда проще поехать в город и там сшибить по-легкому деньгу.
Сегодня в хозяйстве Сергея Воронова имеется вся необходимая техника: четыре — Т-150, четыре комбайна, два «Белоруса». Есть зерномет, калибровочная машина, оборудование для отгрузки зерна, склад на 200 тонн. В перспективе планирует расширяться. В этом году в обязательном порядке собирается строить новый склад объемом на
1 500 тонн.
Вот так, живя сегодняшними заботами, надеясь только на себя и своих сыновей, и живет обычный волгоградский фермер Сергей Воронов. Хотя можно ли его считать обычным — большой вопрос.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here