В Волгограде второй месяц не работают Сурские бани. Причина банальна – город задолжал газовикам крупную сумму денег. Заметьте, не владелец бань, а город. По всему областному центру в связи с этим остановили котельные. Мало того, что волгоградцы сидят без горячей воды, у них теперь нет даже возможности помыться в бане. Слышу возражения несогласных – мол, бань у нас в Волгограде более 40 штук. Нодавайте не будем путать бани в их изначальном смысле с вип-банями, основная цель которых не оказать услуги по помывке, а развлечь посетителя.
Пойдут в такую баню пенсионеры, женщины с детьми? Да нет, конечно. Во-первых, дорого, а во-вторых, посещение подобных заведений для них абсолютно неприемлемо. К тому же, не будем забывать, что только в Сурских Банях пенсионерам предоставляется ощутимая скидка в 50 процентов(!). По данным внутреннего учета предприятия, в год они моют до 30 тысяч пенсионеров, по 50-60 человек в день. Уже один этот факт однозначно возводит данный объект в статус социально значимого. Однако столь очевидные вещи городские власти умудряются не замечать.
«Все считают, что проблемы у меня, — с горькой усмешкой говорит директор и владелец «Сурских Бань» Николай Султанов. — А проблемы у города. Месяц мы простояли. Во все мыслимые и немыслимые инстанции мы обращались. В ответ – тишина и полное игнорирование. А на днях, время, кстати, было уже после 17 часов, из администрации города поступил звонок, причем, не мне, а нашему главбуху. Смысл текста примерно такой: вы написали нам жалобу, я вот вам отвечаю – баня не является социальным объектом. Кто «я», что за ком с горы, вот он так решил, и точка. Впечатляет и сам способ ответа, который доказывает полное неуважение городских властей и к нашей проблеме, и ко мне лично».
Как выяснилось, скрытую нелюбовь к своему заведению Султанов почувствовал давно. Первая попытка его закрыть была сделана еще в 2010 году. Тогда отрицательного сценария удалось избежать благодаря тому, что тот, от кого в итоге зависел конечный результат, оказался адекватным и понимающим человеком. В прошлом году ситуация снова обострилась до предела: «Тепловые сети хотели вообще меня отключить и таким образом, видимо, сэкономить. Мне же предлагали построить собственную котельную и потратить на это 14 миллионов рублей. И это при том, что промышленная котельная, от которой питаются «Сурские Бани» и паром и водой, стоит просто стена к стене с нами. Бессмысленнее затеи трудно придумать. Опять же, повторяю, это объект социально значимый. Почему этого никто не хочет замечать?»
Тогда Султанов обращался и в общественную палату, и к депутатам городской и областной Думы. И даже к Президенту, что само по себе вызывает смех сквозь слезы. Все признавали, что бани нельзя закрывать. Создали даже комиссию, куда входили авторитетные люди области. Каким-то чудом тогда Сурские бани все-таки не стали отрезать от центрального теплоснабжения, но сейчас все повторяется.
Николай Султанов подсчитал: в Волгограде на 1 миллион жителей фактически есть только 4 бани. Одна в Краснооктябрьском районе, вторая, проходимостью всего 15 человек в день – в Тракторозаводском, третья – на улице Балунина в Центральном, и четвертая – Сурские бани. На сегодняшний день эта самая крупная баня. Такие солидные скидки для пенсионеров удается делать за счет предоставления в аренду своих площадей парикмахерской, кафе, медкабинету, сами торгуют мочалками, веникам, пивом, лимонадом, чаем. С этого и зарплата выплачивается. Штат довольно большой – 35 человек, но и здание, которое им приходится обслуживать, огромное – 4 тыс. кв. метров.
Сейчас Николай Султанов опасается не только растерять клиентов, но и штат – люди месяц без зарплаты работают. «У меня нет номеров. Есть женский зал, и мужской. Работаем с 8 до 20 ежедневно. Понедельник – санитарный день, вторник – выходной. Никаких ночных купаний. Ни девочек, ни стриптизов. Это совдеповская баня, понимаете?».
Напомним, что в советское время именно «Сурские Бани» официально считались санпропускником города. И именно через него проходили все прибывшие с ликвидации Чернобыльской аварии. Случись, не дай Бог, какое-нибудь ЧП, что будет делать власть? Почему к нуждам и чаяниям обычных жителей относятся так наплевательски?
Последней каплей в чаше терпения стал очередной звонок, так называемая, телефонограмма. Тепловые сети, в лице не директора или хотя бы главного инженера, а рядового начальника цеха, сообщили, что 15 июля котельная останавливается для проведения опрессовки на 2 недели. Простите, а чем же вы занимались целый месяц?
Справедливости ради надо сказать, что здание «Сурских Бань» – частное, выкупленное. Учитывая место его расположения, владелец здания явно не останется в проигрыше, продав его или сдав в аренду. Мороки меньше, а прибыли больше. Вот только с чем город останется? Не слишком ли часто мы бездумно чего-то лишаемся, а потом инициируем государственную программу по восстановлению утерянного?
Ксения Николаева