В КФХ Александра Мурасова используются новейшие технологии
Фермерских хозяйств, оснащенных так, как оснащено оно у Александра Мурасова, в Новониколаевском районе нет. А в области если и есть, то пересчитать их можно по пальцам одной руки. Сам Александр Владимирович говорит: обратиться к современным технологиям его заставило то, что он занялся точным земледелием. И то, что недавно казалось сказкой, стало былью – сегодня техника работает в хозяйстве практически самостоятельно, люди только следят за показаниями приборов.
Точность – вежливость аграриев
Мурасов объясняет – при традиционной обработке, чтобы не было огрехов (а культиватор захватом 15 метров дает погрешность около одного метра), приходится лишний раз гонять технику по одному и тому же участку. Лишний расход топлива, лишний износ техники, а главное – лишняя обработка почвы, которая высушивает землю. Сейчас, когда в хозяйстве приобрели комплекс оборудования, работающий на основе спутниковой навигации GPS, который корректирует базовая станция, погрешность составляет 2,5 сантиметра.
– При выращивании той же кукурузы, – продолжает он, – (а эту культуру высаживают на расстоянии 70 сантиметров), при прежней технологии культивировалось только 35 сантиметров междурядья – иначе можно было повредить растения. Новая технология позволяет оставлять необработанными только 10 сантиметров. Единственная сложность – люди, случается, засыпают ночью в машине. Ведь рулить-то не надо – только наблюдать за показаниями приборов.
Нововведения обошлись недешево. Оборудование для каждой машины – 700 тысяч рублей, станция – больше 1 млн рублей. Но, по мнению Александра Мурасова, точность того стоит. Хоть и приходится на развитие производства тратить львиную долю прибыли, ограничивая себя порой в расходах.
С чем пришли к юбилею
В будущем 2016 году КФХ Мурасовых будет отмечать юбилей – четверть века. За это время пройден огромный путь – от ста гектаров земли до шести тысяч гектаров. Начинал Александр Владимирович, как говорится, един в трех лицах – и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сегодня в хозяйстве на постоянной основе трудятся 16 механизаторов, которым под силу управлять сверхсовременной техникой. В сезон дополнительно привлекают больше двадцати человек, которые задействованы на подсобных работах. От прибыли хозяйства кормятся больше ста семей пайщиков.
– С кадрами, – признается Мурасов, – проблема. Сейчас коллектив сформировался, средний возраст – до 50-ти. Так что лет десять еще можем спокойно работать. Но молодежь, несмотря на достойные условия труда, не удерживается.
Фермер вспоминает – в годы его юности в поле выходили в пять утра, работали до часу ночи – в пыли, в жаре. Сейчас рабочий день с 8-00, пока переоденутся, попьют чаю – девять. О комфорте импортных тракторов и комбайнов лишний раз говорить не нужно. После работы – душ, домой довозят на автобусе. И все равно – мало кто из молодых хочет работать в сельском хозяйстве.
А старые, проверенные коллективными хозяйствами, кадры нужно полностью переучивать – технологии-то постоянно меняются. Редко у кого хватает для этого сил и, главное, желания.
– Я, может, потому и развивался так активно, что когда начинал – не знал толком ничего, – размышляет Мурасов. – Приходилось изучать все с нуля, по книгам. Сейчас вот нашел агронома, который готов меняться, он признается – все, чему учился в институте и нарабатывал после, нужно перечеркнуть.
Перпетуум мобиле
Алексей Мурасов и вправду – если не вечный, то неутомимый движитель крестьянско-фермерского хозяйства. Без новшеств не обходится ни одного года.
– Я перепробовал, наверное, все имеющиеся сельскохозяйственные культуры, – рассказывает он. – Начинал с проса – просто потому, что для его разведения требовались минимальные затраты на семена, да и в уходе оно не слишком сложно. Затем подключил зерновые, подсолнечник. Сейчас пропашные культуры – основное направление. Кроме подсолнечника выращиваю кукурузу, картофель. В нынешнем году занялся капустой – на пробу посеяли два гектара, собрали 200 тонн урожая. Неплохо, кстати сказать, получается – культура, пожалуй, более рентабельная, чем картофель. Хотя и его у нас скупают, как говорится, на корню – приезжают из Волгограда, Краснодара, Ставрополя, Дагестана. Еланский район закупил нашу картошку для всей своей социальной сферы, и наши, Новониколаевские, детсады и школы мы обеспечиваем. Только вот первоначальные затраты на эту культуру велики: на новую технику, овощехранилища, склады, оборудование ушло около 60 млн руб. И ведь нужно соблюдать все правила хранения, обеспечивать должное качество. Если решимся всерьез заниматься капустой, тоже придется потратиться – приобретать европейское оборудование для орошения.
На вопрос: государство ведь, кажется, выделяет средства на поддержку аграриев, занимающихся орошением земель? – Мурасов отвечает: «Выделяет. Обещают дотацию до 50 процентов. Только сначала нужно свои деньги вложить, чтобы изготовить ряд проектов. А это недешевое удовольствие. Поэтому пока что обходимся своими водоемами – восстановили в округе с десяток прудов».
Занимались Мурасовы и животноводством – в хояйстве было 500 голов свиней.
– Но оно и без того было нерентабельно при тогдашних ценах на мясо, – признается Александр Владимирович, – а тут еще чума и связанные с нею всякие запреты и ограничения подкосили. Пришлось все перевести. В перспективе не исключаю, что снова займусь животноводством, в том числе разведением КРС. Но нужно понимать, что это – большой труд. А мы пока ту же прибыль имеем с овощей и зерновых. Хотя, поговаривают, что государство хочет обязать нас разводить скот. Так что не зарекаюсь…
Мурасовское – значит, лучшее
Приобретать для хозяйства все самое лучшее – девиз Мурасовых. Второе правило – учитывать рыночную конъюнктуру. И не только ради собственной прибыли: их хозяйство для многих селян – единственное производство, где они могут приложить свои силы и заработать на хлеб насущный.
Тот же картофель Мурасовы взялись разводить по той простой причине, что подсолнечником рынок уже не только насыщен – перенасыщен. И чем выше урожай, тем ниже закупочная цена. А вот качественного российского картофеля на потребительском рынке не хватает. В основном привозной – израильский, турецкий, одним словом, импортный. Сорта выбирали самые востребованные, например «Невский», – раннего созревания, с отменными вкусовыми качествами. И на технике экономить не стали – приобрели немецкую, лучше которой в мире нет. Закупили сразу все необходимое – трактора, комбайны, сажалки, фрезы, орошение, сортировочные машины, транспортерные линии, погрузчики, загрузчики. И на изучение накопленного другими овощеводами опыта времени не пожалели.
В этом году попробовали сеять лен – одну из самых доходных в прежние годы культур, высокобелковый корм люпин, цена на который тоже держится не первый год. Понимая, что земля-кормилица – это не просто слова, заботятся о состоянии почвы. Выращивают культуры, которые ее не обедняют, а обогащают – кукурузу, улучшающую структуру, зернобобовые, обогащающие землю азотом. И на удобрения не скупятся – ежегодно вносят по 500-600 тонн.
Ради сына
Проблем за эти годы было немало. Было время, когда катастрофически не хватало финансов. Но больше всего, по словам Александра Владимировича, угнетает бюрократическая возня.
– Когда печатные машинки сменили компьютеры, радовались – меньше будет бумаг, – вспоминает он. – Оказалось все с точностью до наоборот – их количество только возросло. И времени на оформление документации уходит больше, чем прежде, и самим их оформить уже непросто – приходится привлекать специалистов, юристов, содержать целый штат сотрудников.
О помощи государства Мурасов говорит так: можно бы и побольше. В той же Воронежской области есть дотации на удобрение, топливо.
– В прошлом году в качестве погектарной поддержки выдали около 800 тысяч рублей, – приводит он пример. – Что для меня эта сумма, если годовой оборот хозяйства – 150 млн рублей? Хотя, признаться, и эти суммы радуют – приятно, когда капает лишняя копейка.
– Я, – говорит Александр Владимирович, – может быть, давно уже успокоился бы – того, что заработано, на мой век хватит. Но у меня есть сын и дочь, у двоих братьев растут по два сына. Ради их будущего сегодня и вкладываемся в хозяйство и развиваем производство – чтобы им было полегче, чем нам…
Галина Гунькина
Похожие записи:
- В Волгоградской области нападают на фермеров и сжигают их поля
- Котельниковский фермер настаивает на более жестком наказании для избивших его изуверов
- Владимир Комиссаров, генеральный директор ООО «Вавилон»: «Троя» обречена на успех
- Курс на развитие
- Юрий Кривобоков, глава КФХ, Жирновский район: «Дед и отец всю жизнь на земле работали. И мне сам Бог велел…»
Добавить комментарий