«СП «Донское» (Калачевский район) признано лучшим предприятием в сфере АПК Волгоградской области за текущий год

Александр Колесниченко

На областном Дне работников сельского хозяйства губернатор, вручив генеральному директору ООО «СП «Донское» Александру Борисовичу Колесниченко кубок, поздравил его коллектив с присвоением звания «Лучшее предприятие в сфере АПК Волгоградской области 2015 года».
А 11 ноября Александру Борисовичу предстоит принимать поздравления с юбилеем – 60-летием.
Когда Александр Борисович Колесниченко лет десять назад пришел в Ильевку – на землю бывшего колхоза «Россия», по экономическим показателям когда-то одного из лучших в области, – от него оставались рожки да ножки. Многим тогда решение взять в аренду полуразрушенный имущественный комплекс и донельзя запущенную землю казалось самоубийством. В обработке – меньше тысячи гектаров, на молочно-товарной ферме, где дойное стадо доходило до 6 тыс. голов, — около 150 доходяг красной степной породы. И – долги перед пайщиками: по 40 кг зерна им не могли выдать…
Сегодня СП «Донское» — одно из лучших хозяйств области. Что нынче совсем уж редкость, с полноценным многопрофильным сельским хозяйством, имеющим и растениеводство, и динамично развивающееся животноводство – молочно-товарное.

2011 год: дойное стадо «Донского» насчитывало 614 голов. Годовой надой на одну фуражную корову составил 7742 кг, валовой – 4483 тонны.
2012-й: фуражных коров — 714, годовой надой на одну голову — 8032 кг, валовой — 5727 тонн.
2013-й: поголовье дойного стада выросло до 734 голов, надой на одну голову – 8057 кг, валовой — 6277 тонн.
2014-й: поголовье дойного стада – 800, годовой надой на одну голову — 6614 кг, валовой — 8135 тонн.

Сейчас в хозяйстве 11 тыс. га пашни. Около 2 тыс. га засеваются кормовыми культурами: многолетними травами, люцерной, кукурузой, суданкой… Остальная площадь под зерновыми: кроме озимой пшеницы сеют ячмень, зерносмеси. Недавно еще 3 тыс. га разорившегося крестьянско-фермерского хозяйства взяли в Мариновке. В этом году урожай зерновых собрали чуть ниже среднего, но по погодным условиям сезона неплохой. А будущий под вопросом: из посеянных 4,6 тыс. га озимых только 30% взошло. Яровые сеять нет смысла: влаги в почве с каждым годом все меньше.

Игорь Пузанков

Игорь Пузанков

Игорь Пузанков,
заместитель генерального директора ООО СП «Донское»:
«Зачем здесь заниматься сельским хозяйством?»
— В конце сентября к нам приезжали немцы, отцы которых воевали и погибли здесь. У них была запланирована поездка на другое предприятие, но что-то не срослось и их неожиданно привезли к нам. Поскольку поездку организовывала и финансировала сельскохозяйственная коммерческая фирма, приехали в основном фермеры. Во все вникали очень заинтересованно и доброжелательно. А в конце нашей встречи выразили удивление: «Зачем вы вообще здесь занимаетесь сельским хозяйством? При таком количестве осадков, как у вас, заниматься им не имеет никакого смысла…»
Мы – занимаемся. Причем, что на взгляд прагматичных немцев, с коммерческой точки зрения совсем уж абсурд, не только зерном, но и молоком…

Николай Харыбин

Николай Харыбин

Николай Харыбин, заместитель генерального директора по животноводству:
«Прибыль – не самоцель, а всего лишь ориентир»
— Когда Александр Борисович Колесниченко принял хозяйство, — рассказывает заместитель Николай Харыбин, — на ферме еще были остатки былой роскоши — коровы красной степной породы. Низкой продуктивности, подверженные заболеванию лейкозом. Причем уже инфицированные. А это железный аргумент для того, чтобы избавиться от этой головной боли – убыточного скота. И, как правило, вздохнув с облегчением, больше к животноводству не возвращаться. Александр Борисович, кстати, по образованию агроном, каких мало, не смог: избавиться от скота означало лишить людей рабочих мест. Чтобы сохранить их, он взял курс на замену коров высокоудойными.
Начинали в 2006 году с 360 голов, закупленных в Германии. В 2008 году привезли молодняк из Австралии. В 2010-м – из Дании. В 2013-м – из США. В 2015-м – из Голландии. Таким образом, получив статус племзавода, накопили богатый генетический материал для селекционной работы.
Сейчас у нас КРС – 2200 голов. Все племенные молочного направления – голштинской породы. Из них 850 дойных коров. Примерно столько же только во Фроловском районе у «ДонАгроГаза». В отличие от нас он круто шагнул – финансовые средства у его инвесторов были не те, что у нас. Но, судя по его проблемам, деньги не все решают.
— В Германии в основном держат по 30-50 коров, этого достаточно, чтобы прокормить семью, — продолжил Пузанков. — А государственная поддержка – не сравнить с нашей. Дотации идут на площадь земли: вне зависимости от того, пашня это или пастбище, фермер получает 350 евро на гектар. Поэтому у них молоко дешевое. Зарплата доярки — 1200 евро, в пересчете на наши деньги около 100 тыс. руб. У нас доярка получает 20-25 тыс.
Берега у донских молочных рек не кисельные
— А для Краснодарского края, где численность дойного стада на фермах достигает 6 тыс. голов, мы со своим поголовьем, одним из самых больших в области, — мелкота. Климат помягче, нет таких морозов, как у нас, поэтому на Кубани строят легковозводимые металлические каркасы, которые намного дешевле, и возводить их можно быстрее. У нас надо возводить железобетонные корпуса, что намного дольше и намного дороже. Они раньше начали модернизировать молочно-товарные производства. И в ветеринарии дальше продвинулись. Их оборудование позволяет делать коровам УЗИ. Надеемся, построив новый корпус, мы подтянем туда и новые технологии.
Почвенно-климатические условия в Краснодарском крае несравнимые с нашими. Там корма выращивают на богаре. Нам без орошения не обойтись. Отсюда разница в себестоимости: на Кубани составляющая кормов в молоке – 20%, у нас – 50-60%.

Продовольственная безопасность страны дороже денег
— Так, может, немцы правы? Зачем развивать по себестоимости продукции заведомо неконкурентоспособное производство?
— Есть понятия, к которым рыночные категории неприложимы. Никто не говорит о себестоимости продукции военно-промышленного комплекса – все понимают, что безопасность страны дороже любых денег: «Если не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». Примерно так же должны относиться и к продукции агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность. Если государство не может кормить свое население, чтобы поставить его на колени, достаточно перекрыть поставки продовольствия. От этой угрозы крылатые ракеты не защитят.

Новый корпус на 800 голов

Новый корпус на 800 голов

Похоже, у нас это начинают осознавать. Надеемся, что на государственном уровне это понимание созреет, и к АПК, в том числе к молочно-товарному производству, реально будут относиться по-другому. В надежде на это мы ввязались в этот бой: строим новый коровник на 800 голов.
В области должно быть свое молоко
— У нас его производится катастрофически мало. Крупных предприятий, которые могли бы стабильно снабжать город молоком, кроме нашего и «ДонАгроГаза», практически нет. Волгоградский молзавод может перерабатывать до 200 тонн молока в сутки. Сейчас он перерабатывает около 70 тонн тонн. Только Волгограду нужно 100 тонн молока ежедневно. Мы производим 20 тонн. Прежде чем у нас взять молоко, его проверяют в лаборатории. Остальное поступающее на молзаводы молоко – в основном из ЛПХ: ездят по частному сектору и собирают. Проверяют только на жирность, оставляя за скобками показатели безопасности – наличие антибиотиков, мастита…

Наращивая производство, подтягиваем молодые кадры
— Игорь Турченко, говорят, перспективный агроном, приехал из Старополтавского района. Остальные специалисты – все из Калачевского района. Все закончили Волгоградский аграрный университет: Ольга Банник, зоотехник-селекционер; Алексей Артеменко, зоотехник, начальник молочного комплекса; Алексей Мохов, главный зоотехник; Михаил Коржов, старший ветврач; Евгений Алтынбаев, главный гидротехник; Александр Мохов, бригадир кормодобывающей бригады…
Собираем людей на работу в радиусе 70 км – из Камышей, Рюмино, Береславки, Крепи… – возим на автобусах на работу и обратно. Для этого держим целый автопарк: два автобуса – ПАЗики, три «таблетки» — УАЗики, большой вахтовый автобус.
Это при том, что зарплаты для сельского хозяйства немаленькие – в среднем 23 тыс. руб. В полевой сезон на уборке зерновых и кормовых культур люди зарабатывают неплохо. В межсезонье, на ремонте техники, поменьше. На ферме заработок стабильный. И тем не менее молодые на ферму не рвутся. Престиж работников сельского хозяйства надо поднимать. Это задача государственного уровня.
Кстати, «Донское» одним из первых ухватилось за программу строительства жилья для молодых. Как ни парадоксально, у нас в области она стартовала со скрипом. Условие (30% стоимости жилья должен внести потенциальный новосел) оказалось невыполнимым для молодых, не имеющих ни накоплений, ни собственности под залог для получения кредита. «Донское» разрешило эту проблему, выдавая им под строительство жилья беспроцентную ссуду. Кроме приобретенных на вторичном рынке, построено семь новых домов.

— Из года в год набираем обороты, — поясняет Харыбин. – Сейчас мы, получая в среднем от фуражной коровы 24 кг молока в день, в сутки производим 20 тонн. Если, как запланировано, нарастим поголовье до 1500 голов, будем давать молока в два раза больше – 40 тонн в сутки. К этому идем.
— Говорят, в сельском хозяйстве ничего нельзя планировать наверняка. В российской экономике и агропромышленной политике случаются обстоятельства не менее экстремальные, чем климатические. Чреватые для аграриев не менее драматическими последствиями.
— Случаются. Но надо знать нашего генерального: если Александр Борисович поставил цель, ни при каких обстоятельствах не отступит. Дает надежду и то, что губернатор выполнение нашей программы держит на личном контроле, сбоя в государственной поддержке не должно быть.
В цехе круче, чем в конторе
В доильном корпусе «Донского» стерильной чистотой сияет кафель. В одном зале – «Елочка» на 16 мест, во втором – «Карусель» на 36 мест.
— Здесь (показывают) — стиральные машины. Здесь люди переодеваются, прежде чем приступить к работе…
Отделка и дизайн круче, чем в конторе, где со времен знаменитого председателя колхоза «Россия» Владимира Филипповича Попова почти ничего не изменилось. До нее явно не доходят ни руки, ни средства – все вкладывается в производство.
— Александру Борисовичу, — объясняют в «Донском», — в конторе понты не нужны, его уровень все знают. Когда он начинает говорить, вокруг не только в хозяйстве, все замолкают…

Новый корпус на 800 голов поднимается на глазах.
— В будущем году будет готов, — объясняет Игорь Богданович, — думаю во втором квартале введем в эксплуатацию.
— И коров закупите?
— Будем заполнять своими. Конечно, не сразу…
— А кормовая база будет соответствовать?
— После того как закончим коровник, планируем ввести вторую очередь орошения – порядка 400 га.
— На какие средства?
— На собственные и берем инвестиционные кредиты в банках. Из них 70% должно вернуть государство. При условии софинансирования из регионального бюджета…

Михаил Коржов

Михаил Коржов

Михаил Коржов, ветврач:
— В 2010 году закончил Волгоградский аграрный университет. Здесь работаю без малого шесть лет. Горжусь этим: «Донское» — лучшее в области сельхозпредприятие.
— Вы в этом уверены?
— Больше — есть. Есть более продвинутые в оснащении современным оборудованием, например «ДонАгроГаз». Лучше – в этом я абсолютно уверен – нет. И знаете почему? У нас о людях не меньше, чем о коровах думают. Потому с коровами все будет в порядке, они в надежных руках…
Кстати, у Михаила уже двое детишек. Скоро семья переберется в построенный для нее новый дом.

 

Андрей Суворов

Андрей Суворов

Андрей Суворов, и скотник и механизатор
— Он у нас местный: в Ильевке родился и вырос, — представил его Николай Васильевич. – Мать – Надежда Андреевна, хорошая доярка была. Сейчас на пенсии. Андрей пришел к нам по окончании Калачевского техникума-интерната по специальности «бухгалтер». Правильно сделал, что на производство пошел работать, здесь у него есть перспектива роста…

 

Кристина Якунина

Кристина Якунина

Кристина Якунина, оператор
— Как почти все ее сверстники, она, заканчивая ВолГУ, хотела работать в Волгограде менеджером. Судьба распорядилась иначе – привела в «Донское». Как оказалось, к лучшему. На мониторе ее компьютера – вся информация о технологическом процессе.
— Мне (улыбается) — нравится.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

WordPress Anti-Spam by WP-SpamShield

WordPress: 56.55MB | MySQL:67 | 1,349sec