В Волгограде экологи продолжают искать источник смога
ИНТЕР провел собственное расследование экологической ситуации
Волгоградцы продолжают бороться за свое право дышать полной грудью. На днях прошла серия пикетов жителей Краснооктябрьского района Волгограда. Активисты считают – их травит вредными выбросами «Красный Октябрь», что приводит к росту заболеваний, в том числе, онкологических.
В тот же день руководство «Каустика» отбивалось от нападок экологов-общественников. Они обвиняли предприятие в том, что оно стало источником смога, накрывшего в конце сентября чуть ли не весь Волгоград и часть Городищенского района.
ИНТЕР в свою очередь попытался разобраться: кто отравляет воздух в областном центре, почему нарушители на протяжении многих лет остаются, по сути, безнаказанными и кто спасет жителей города?
Как это было
Напомним, ядовитый туман окутал Красноармейский район вечером 23 сентября. Смог спустился к Волге, переместился в соседние районы Волгограда.
– Невозможно было дышать, дыхание перехватывало, – рассказывает жительница Красноармейского района Елена Николаева.
– Меня о выбросе предупредил знакомый, работающий в структуре «Газпрома» – им, видимо, сообщили, – вторит Олег Михайлов. – Сказал, чтобы я срочно закрыл в квартире окна, потому что на «Каустике» произошла авария. Официальной информации не было, позже сказали, что горели свалки и камыш. Но я хоть и не специалист, почувствовал, что запах был явно химического происхождения – возможно, что-то вроде смеси хлора и водорода.
– Запомнила этот день, потому что моего двухлетнего ребенка после этого два дня рвало, да и сама я не очень хорошо себя чувствовала, – делится Юлия Пасных. – В больницу мы обращаться не стали, потому что у нас вообще-то часто бывают такие запахи, но на этот раз они были особенно сильными, возможно, еще и потому, что мы были в гостях неподалеку от «Каустика».
Олеся Кишко со своим ребенком к педиатру обратилась.
– Нам не удавалось сбить высокую температуру. Назначили сначала один, затем другой противовирусный препарат, но они не помогали. Болезнь затянулась надолго, и не только у нас – у пятилетнего сына соседки были такие же симптомы.
– Я в тот вечер вышла в магазин «Магнит» – все было в тумане, – вспоминает Мария Кузнецова. – Девятилетний сын оставался дома, но все равно ему досталось – поднялась температура, началась рвота. То же было у половины его одноклассников. Врачи говорили – вирусная инфекция. Бабушки из нашего подъезда (я живу на улице Промысловой), которые тоже очень плохо себя чувствовали, звонили в экологическую службу, но там ответили, что все показания в норме, никаких выбросов не было, им все показалось.
Без паники
Директор Регионального центра гражданских экологических инициатив Ирина Глинянова уверена – бабушкам не показалось.
– Я живу на Тулака, – пояснила она. – В тот вечер вышла прогуляться, но едва оказалась на улице, почувствовала резкий запах. Глаза заслезились, дыхание перехватило. Принялась звонить в ГУАОККОПС (городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающий природной среды. – Ред. ), там все время было занято. Тогда я села в машину, поехала на улицу Ковровскую, где находится эта лаборатория. Привезла ребят, они сделали замеры. Но их результаты мне увидеть так и не удалось – директор учреждения г-н Кичев письменно мне ответил, что многочисленные превышения норм допустимых концентраций зафиксированы, однако представлены лабораторные данные «могут быть только по запросу надзорных органов и суда».
Депутат Волгоградской гордумы Дмитрий Крылов позже обмолвился: на расширенном заседании думского комитета по экологии и благоустройству представитель одного из органов, призванных защищать права жителей региона, заявил, что оглашать такого рода информацию нельзя, чтобы не сеять панику среди населения.
Значит, основания для паники были?
– На мой взгляд, имел место выброс хлора или хлорсодержащих веществ, – считает Ирина Глинянова. – Об этом свидетельствует и специфический запах (мне, как химику по образованию, он хорошо знаком), и белый туман, окутавший город, – это особенность хлора, который оседает именно таким образом.
Поскольку в своем производстве этот продукт использует в Волгограде только «Каустик», экологи заподозрили – выброс был именно там.
Виноват «Акватикс»?
В Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуре тоже посчитали, что причиной задымления атмосферного воздуха стала нештатная ситуация на «Каустике». В одном из цехов произошло задымление хлорсодержащего вещества для очистки бассейнов «Акватикс». По данным надзорного органа от 25 сентября, в отобранных близ предприятия пробах воздуха обнаружены превышения предельно допустимых концентраций оксида углерода – до 3,3 раза, диоксида азота – до 2 раз, хлористого водорода – до 2,3 раза, хлора – до 2,1 раза, фенола – до 2,3 раза, формальдегида – до 1,2 раза. Загрязняющие вещества распространились по всему Волгограду.
«Каустик» наказали за непредставление информации об аварийном выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Прокуратура внесла в адрес предприятия представление.
Тем временем ситуация вышла за рамки региона – разобраться в ней на месте уполномочили замначальника управления экологического надзора Росприроднадзора г-на Оводкова. Несколько дней спустя замруководителя этого ведомства г-н Амирханов докладывал министру природы РФ Сергею Донскову: положение дел усугубили сотрудники завода, которые начали тушить возгорание водой. Содержание хлора в этой продукции составляет 42 процента.
На сайте регионального Росприроднадзора промелькнула и другая информация: ЗАО «НикоМаг» – предприятию, расположенному на территории промышленной площадки «Каустика» – приостановлено действие разрешения на выброс. Причина – превышение норматива выброса по хлориду водорода. Это вещество снижает способность к ориентированию человека, а, соприкасаясь с глазным яблоком, превращается в едкую соляную кислоту. Газ вызывает спазмы дыхания, отеки и удушье. При достижении критической концентрации, уже через пару минут наступает летальный исход.
Пятая колонна
Заседание «круглого стола», организованного в конце минувшей недели на «Каустике», гендиректор Эльдор Азизов начал с нападок на экологов-общественников. Прозвучали обвинения их в некомпетентности, и не только.
– Я считаю, что вы – иностранные агенты, а ваша деятельность направлена на развал промышленного потенциала области, который и без того лежит ниже плинтуса, – заявил Азизов.
И, похоже, так думает не только он: прежде, на пресс-конференции, которую созвали общественники, представитель профсоюза химиков обвинила их в развале волгоградского «Химпрома».
Экологи парировали: «Мы собрались не для того, чтобы нас отчитывали, как школьников, а с целью выяснить – почему происходит загрязнение воздуха настолько, что люди, живущие на территории района, боятся открывать окна».
Общественников поддержал депутат гордумы Дмитрий Крылов.
– Мне пачками приходят письма от красноармейцев, требующих разобраться в экологической ситуации и отстоять их право на здоровье и жизнь, – подчеркнул он. – И ответа на этот вопрос я жду, прежде всего, от руководителя регионального Росприроднадзора г-на Новикова.
Ошибка «надзорников»?
Под давлением присутствующих Азизов признал: нештатная ситуация на предприятии была – истлело три поддона таблеток, содержащих хлор.
– Виной был окурок, попавший на упаковку, – сообщил он. – Мы, действительно, не уведомили об этом контролирующие органы, потому что посчитали – это никак не могло повлиять на загазованность всего города. Что касается информации о тушении возгорания водой, то она неверна. Это подтверждают зафиксированные нами переговоры с диспетчерской.
Ситуацию с ЗАО «НикоМаг» он объяснил так:
– Производство на этом предприятии состоит из двух частей. Старое, выпускающее хлорид магния, имеет разрешение на выброс вредных веществ. 24 сентября сотрудник Росприроднадзора увидел дымящуюся трубу и побежал с криком: «НикоМаг» (не имеющий такого разрешения. – Ред.) работает! Он произвел отборы проб и зафиксировал превышение по выбросам в 4,5 раза. Но, по нашему мнению, они были сделаны не надлежащим образом.
Руководитель регионального Росприроднадзоратого Михаил Новиков сидел, опустив голову, как проштрафившийся первоклашка, пока Азизов разносил его подчиненного, упрекая в непрофессионализме.
Тем временем Эльдор Азизов отбил еще одну подачу экологов. Те интересовались, почему накануне открытия ЗАО «НикоМаг» не были организованы общественные слушания, почему не проводилась государственная экологическая экспертиза?
– Этот вопрос еще раз свидетельствует о вашей некомпетентности, – возразил он. – Для открытия «НикоМаг» госэкспертиза проводиться не должна!
Михаил Новиков промолчал.
Беспризорный воздух
В ходе нашего расследования высветилась еще одна проблема. Выяснилось, что определять – загрязнен ли воздух, в регионе, практически, некому.
Подведомственная мэрии Волгограда лаборатория МУ ГУАОККОПС не имеет аттестата аккредитации – документа, позволяющего ей проводить аналитические исследования и выдавать результаты. А, значит, юридически применить ее данные к контрольно-надзорной деятельности невозможно.
Стационарные посты наблюдения (ведомство облкомприроды и центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), выявляют ограниченное количество веществ. Это не позволяет оценить вклад в загрязнение воздуха отдельных предприятий.
Лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии (в подчинение Роспотребнадзора), в оперативном порядке на жалобы жителей региона не реагирует. Часы ее работы – с 8–00 до 17-00 в будние дни. Притом, что жалобы поступают чаще всего в вечернее и ночное время, а также в выходные.
Остается лаборатория ЦЛАТИ (центр лабораторного анализа и техизмерений. – Ред.), находящаяся в ведении Росприроднадзора. Но ее ресурсов и финансовых возможностей явно недостаточно, чтобы представить объективную картину.
И нужно отдать должное региональному Росприроднадзору – ведомство, как сообщила «ИНТЕРу» замруководителя Ирина Панина, уведомляло об этом городские и областные власти.
На заседании «круглого стола» на «Каустике» г-н Азизов предложил за счет предприятия приобрести соответствующее оборудование и передать его администрации Волгограда. Однако совершенно ясно, что бюджету областного центра будет не под силу содержать и обслуживать этот слишком дорогостоящий подарок.
* * *
Получается, защищать волгоградцев некому?
Надзорные органы, пригвоздившие поначалу к позорному столбу «Каустик», по сути, расписались в своей некомпетентности. Иначе чем объяснить, что представители Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры, облкомприроды и Роспотребнадзора ни в чем не возразили г-ну Азизову?
А ведь в городе произошла, по сути, экологическая катастрофа – от ядовитого смога, накрывшего город, задыхались сотни тысяч его жителей. Досталось и Городищенскому району, который прежде привлекал тем, что совмещает близость к областному центру с экологической безопасностью.
И никто не может дать гарантии, что подобное не повторится. Ведь виновный – кто бы он ни был – остался безнаказанным. И ничто не помешает ему продолжать свое черное дело – лишать людей права на жизнь.
Галина Гунькина
Похожие записи:
- В Волгограде Приволжская детская железная дорога пустит поезда на Первомай
- Станет ли волгоградский ГДЮЦ снова нашей достопримечательностью?
- В Волгограде из-за снегопада происходят аварии и образуются пробки
- В День города по центральным улицам Волгограда проследует цирковая кавалькада
- Камышанам предлагают назвать к 100-летию Маресьева 100 достойных имен
Долго ищут . Это правовое государство?
Объясните кто нибудь — зачем нужны лаборатории, которые не могут выдать заключение? Чиновники, которые не могут найти виновных? Власть, которая не в состоянки защитить людей? Зачем мы всех их кормим? Это же круговая порука!
Дать подышать им результатами своей работы пару часов — может мозги заработают. Своих — то родственничков наверняка против ветра вывезли. Безответственность, хамство и алчность.
Мне знакомая врач со скорой рассказывала, что в тот вечер было море выездов. А детям ставят вирусную инфекцию…
Похоже, надзорники «сторговались» на чем-то с каустиком. иначе с чего бы своих сдавали и отпирались от того что раньше сами говорили?
Есть еще третий участник марлезонского балета — природоохранная прокуратура. Экологи просто передают им данные. А «решают» вопросы уже они. 🙂
На круглом столе звучали и другие «доводы». Г-н Азизов говорил в частности, что хлороводород выделяют автомобили. Вопрос: 23-24 сентября они резко увеличили эти «выбросы»? И как прокомментирует этот пассаж руководство Лукойла, выпускающего такой опасный бензин?
А где был г-н Директор Каустика когда воняло не по-детски? Сам то он наслаждался ароматом? Или подался к югу от предприятия? ( в те дни был устойчивый юго- юго — восточный бриз. 🙂 оттого весь город и затянуло…