Владимир Сидоров: «Химпром сегодня – бомба замедленного действия»

ХИМПРОМ

Бывший производитель химического оружия просит губернатора Волгоградской области прекратить уничтожение предприятия. 

Ликвидация волгоградского «Химпрома» — один из самых болезненных ударов по экономической и социальной сфере региона в этом году. По данным заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской областной думы Владимира Попова, снижение налоговых поступлений в региональную казну составило в связи с этим 600 млн руб.

Но, как считает член специальной межведомственной экспертной группы, бывший заместитель генерального директора ВОАО «Химпром» по специальным вопросам, начальник производства химического оружия Владимир Сидоров, это часть проблемы. Другая составляющая  — экологические последствия. Ведь «Химпром» сегодня — бомба замедленного действия.

— Во-первых, за весь период работы ВОАО «Химпром» под управлением ГК «Ростехнологии» и конкурсном управлении содержание основных фондов практически не финансировалось, — говорит Владимир Григорьевич. — Это привело к значительному износу технологического и вспомогательного оборудования, частичному разрушению строительных конструкций. Во-вторых, при попустительстве контрольных служб были остановлены установки по переработке технологических отходов, аварийно прекращена работа предприятия с нарушением регламента полной остановки производства. В результате на предприятии скопилось большое количество отходов, которые находятся как на территории завода, так и за ее периметром.

Это химические, взрыво- и пожароопасные вещества, вылив которых из аварийного оборудования может привести к техногенным и экологическим катастрофам. И навести порядок на предприятии в такой ситуации не так просто: утилизацию отходов, ликвидацию оборудования, коммуникаций и строительных конструкций могут выполнять только специалисты, имеющие допуск на проведение такого рода работ.

Эти доводы Владимир Сидоров изложил в письме губернатору Волгоградской области Андрею Бочарову.

— От представителей региональной власти еще несколько лет назад мне не раз приходилось слышать, что сохранить ведущее в стране химическое предприятие было не в их власти, — отмечает бывший заместитель гендиректора завода. — Но это луквство. 30 ноября 2012 года на совещании у министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова правительству Волгоградской области были даны четкие поручения. Совместно с другими заинтересованными сторонами руководство региона должно было обеспечить реализацию мер по снижению долговой нагрузки на предприятие. В их числе — достижение договоренности с кредиторами о реструктуризации задолженности предприятия за потребленные энергоресурсы, перевод ВОАО «Химпром» на оптовый рынок электроэнергии с получением индивидуального тарифа с возможностью его снижения до 1,2 рублей за кВт/ч. Но этого не было сделано.

По мнению Владимира Сидорова, уничтожение предприятия можно остановить еще и сегодня. Для этого руководство области должно обратиться в суд с требованием пересмотреть условия признания завода банкротом: в свое время при проведении этой процедуры не было указано, что «Химпром» является градообразующим предприятием.

Понятно, что сегодня исправить ситуацию на уровне региона очень сложно, практически, невозможно, — признает Сидоров. — Но власти региона могут в такой ситуации обратиться к президенту страны Владимиру Путину. Свои соображения я изложил в письме к главе Волгоградской области.

Напомним: в настоящий момент на «Химпроме» продолжаются сокращения работников. Всего работы лишатся более 4000 человек.

Компетентно 

Независимый эксперт общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Дмитрий Левашов.

— Лидером по выбросам загрязняющих веществ в Волгограде  является крупнейшее химическое предприятие – ОАО «Химпром». Жить вблизи этого предприятия было просто нельзя, а вынашивать детей – категорически противопоказано. Ныне «Химпром» — банкрот, причем с длинным шлейфом экологических проблем, который к тому же находится в водоохранной зоне реки Волга.

Вспомним историю этого завода. В годы «холодной войны» здесь, на заводе №91, работало стратегическое «номерное» производство новейшего химического оружия (зарина и зомана – в промышленном исполнении, V-газа – в опытном) и с середины 1930-х годов выпускались хлор, фосген,  иприт и т.д. 

Несмотря на то, что в 1990-2000-е бывшие объекты по производству химического оружия были ликвидированы, остался ряд других застарелых экологических проблем. Причем информация о загрязненных участках промплощадки предприятия широкой общественности не доступна.

Сейчас эти проблемные территории принято называть накопленным экологическим ущербом. В случае с «Химпромом» — это ртутьсодержащие отходы, продукты трансформации боевых отравляющих веществ. Правда, об этом чиновники от экологии предпочитают не вспоминать…

Печь по сжиганию своих промышленных отходов «Химпром» давно остановил. Однако здесь остались другие источники загрязнения окружающей среды. Например, пруд-накопитель, в который длительное время завод сбрасывал высокотоксичные сточные воды. К слову, до 1970-х предприятие сбрасывало отходы прямо в Волгу… Есть на «Химпроме» и свое «Белое море».

В 1965 году содержимое этого заводского шламонакопителя почти целиком попало в реку. И именно тогда великой русской реке был нанесен непоправимый ущерб.

По оценке специалистов Минпромторга РФ, на ликвидацию шламонакопителя «Белое море» объемом 1,5 миллиона кубометров потребуется около 11 миллиардов рублей. Причем лишь 700 миллионов рублей необходимо на проект, составление плана ликвидации и оценку состояния объекта, а также смету. Понятно, что предприятие-банкрот не в состоянии изыскать даже малую толику необходимых средств. Как и бюджет Волгоградской области. И без помощи федеральных структур здесь не обойтись.

Создание нового химического производства на данной промплощадке должно находиться под жестким контролем областных властей. Обязательным условием дальнейшего использования ее должна быть полная рекультивация шламонакопителй и восстановление естественных экосистем. И обеспечение серьезного общественного контроля. Причем не только на уровне субъекта – на уровне государственном.

Мы поддерживаем любые усилия очистить Поволжье – «Химпром» остается одной из главных опасностей на Волге, угрожающей миллионам людей. Как неразорвавшаяся бомба. Только самая страшная – химическая.

ЛилииЛилии 2 (1)

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

2 Responses to Владимир Сидоров: «Химпром сегодня – бомба замедленного действия»

  1. Маргарита Викторовна:

    Предложения по дегазации и уничтожению опасных отходов химического производства «Химпром» сообщу лично Владимиру Григорьевичу.
    Контактный телефон:
    8-961-089-22-31
    Маргарита Викторовна,
    Научный сотрудник НИЦ «Химпром»
    15.04.2015 г.

  2. Александр:

    Помнится, в своё время наш губернатор клятвенно заверял, что решит проблему банкротства крупнейшего предприятия региона. Выходит очередной пустозвон и бюрократ, который не держится данного людям слова.
    Реально не понятно почему завод не был признан градообразующим (в соответствии с законом о банкротстве — подобный статус даётся предприятиям с численностью более 5 тыс.человек). Статус градообразующего позволил бы губернатору поставить обязательное условие по продаже всего предприятия новому более эффективному собственнику с обязательным условием сохранения более половины существующих сотрудников. Теоретически, это можно было сделать и за 1 рубль для реального инвестора. Видно наши бюрократы либо просто не знают существующие законы (это наверное касается министра Бекова, который постоянно утверждает что Химпром не градообразующий, а районообразующее предприятие; товарищ министр, законы надо читать дословно, а не выдумывать по ходу), либо не хотят себя заморачивать лишней работой (это же надо организовывать торги, быть нормальными юристами а не корчить их из себя, либо имеют другие непонятные для других мотивы).

    По факту происходит реальная финансовая подстава налогоплательщиков (за которую в странах западной Европы реально получают срок). — Администрация региона даже не заявила о необходимости применить обеспечительные финансовые меры по устранению возможных негативных последствий для экологии и устранению рисков возникновения техногенной катастрофы (на территории предприятия остаются бесхозными несколько десятков тысяч тонн агрессивных веществ первой, второй и третьей категории опасности — по факту это настоящее хим. оружие). Закон о банкротстве представляет такую возможность для администрации регионов — включение в конкурсную массу подобных обязательных требований, причем, заметьте вне очереди (т.е. сначала товарищи уберите за собой мусор, а затем делите денежки). Так же по закону, полную финансовую ответственность за экологическое здоровье региона несёт местная администрация.
    Таким образом, губернатор не просто пустозвон, но и наносит нашему региону существенный и критический для регионального бюджета финансовый урон — выпадение доходов от закрытия предприятия, которое можно было бы спасти через статус градообразующего; необходимость финансирования через местный бюджет работ по утилизации десятков тысяч тонн агрессивной химии (меры по обеспечению утилизации завода из конкурсной массы администрацией приняты не были, т.е. наш губернатор подарил их кредиторам, а потом будет урезать выплаты бюджетникам и социальные темы для покрытия подобных затрат…МОЛОДЕЦ!!!)
    Спасение Химпрома было наиболее оптимальным и минимальным по затратам решение (долг перед кредиторами — 6 млд.руб.; работы по санации территории завода — по разным оценкам от 12 до 100 млрд. руб.).
    Оценить действие команды губернатора и его лично («мы в ответе за тех, кого приручаем») можно только негативно — потеря нескольких тысяч рабочих мест, крупнейшего налогоплательщика, необходимость формирования многомиллиардных резервов на санацию предприятия (как это требует закон) и как следствие значительное сокращение на финансирование социальных вопросов.
    Оценивать деятельность команды губернатора можно как некомпетентную, опасную для жителей региона и возможно коррумпированную (почему не внесли меры по обеспечению санации завода в общую конкурсную массу?). Стоимость затрат на санацию превышает в разы все требования кредиторов, т. е. кредиторы по уму и закону не должны были бы получить с завода ни копейки. Почему и главное ЗА СКОЛЬКО не были приняты обеспечительные меры, а миллиарды с проданного имущества завода достанутся мутным кредиторам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

WordPress Anti-Spam by WP-SpamShield