Погибшие в Волгоградской области военные летчики принимали удар на себя?

разное СУ основнаяЖурналист «ИНТЕРа» побывал на месте катастрофы в Мариновке
Трагедия, случившаяся 11 февраля неподалеку от военного аэродрома «Мариновка» в Калачевском районе области, до сих пор находится в центре внимания общественности. В тот день на берегу Карповского водохранилища в семи километрах от взлетной полосы упал самолет СУ-24МР под управлением командира эскадрильи Игоря Кукарцева и его заместителя Анатолия Волоскова. Корреспондент «ИНТЕРа» побывал на месте события, чтобы попытаться понять — так что же произошло с опытными пилотами и воздушным судном в день, когда ничего не предвещало беды.

11 февраля
Напомним: информация о том, что самолет-разведчик рухнул на окраине поселка Волгодонской (местные старожилы именуют его Кривая Музга), появилась на лентах информагентств в минувшую среду, 11 февраля. О судьбе летчиков поначалу не было известно. Кто-то из очевидцев пустил слух, что видел в небе два парашюта, и предполагалось, что пилоты могли покинуть самолет. Впрочем, их сослуживцы уже тогда подтвердили: шансов, что ребята живы, практически нет — сигнал о катапультировании летчиков через систему ГЛОНАСС не поступал.
Поиски тем не менее продолжались до глубокой ночи. В то же время на место катастрофы выехала тяжелая техника, которая начала откапывать СУ-24: удар был такой силы, что самолет ушел в землю почти на 20 метров, из воронки диаметром около 25 метров торчала только хвостовая часть машины.
Утром следующего дня были обнаружены черные ящики. Их расшифровкой занялись специалисты 13-го государственного научно-исследовательского института Минобороны России, расположенного в подмосковных Люберцах. Только во второй половине 12 февраля были обнаружены останки пилотов. Было официально объявлено об их гибели.
В пятницу, 13 февраля, когда журналист «ИНТЕРа» отправился в Мариновку, раскопки еще продолжались. На место катастрофы прибывали все новые и новые машины, в которых находились представители военного ведомства, различных силовых структур. Место происшествия было оцеплено, гражданских близко к нему не подпускали. Официальных комментариев по поводу случившегося никто из присутствующих не давал. Да и от неофициальных разговоров с журналистом большинство сослуживцев погибших отказывались. Но с некоторыми из них нам все-таки удалось встретиться. Они просили не указывать их фамилии.

разное Су Кукарцев

Игорь Кукарцев с сыновьями Артуром и Максимом

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Анатолий Волосков (слева) с сослуживцем

«Он был лучший, он был мужик»
Прежде всего наши собеседники заводили речь о погибших пилотах.
— Игорь возглавил эскадрилью в первой половине 90-х, — вспоминал один из них. — До этого участвовал в обеих чеченских кампаниях, выполнял боевые вылеты в Грузию в августе 2008-го года. Но, рассказывая о службе в «горячих точках», никогда не «грузил» тяжелыми подробностями. Упоминал с юмором о забавных моментах (бывали в военных буднях и такие), курьезных, а то и вовсе анекдотичных случаях.
— Семья у Кукарцевых была замечательная, — рассказывал другой. — Хотя, почему — была? Остались два сына, которые пошли по его стопам. Правда, оба выбрали гражданскую авиацию. Артур облетал многие страны как пилот-международник. Максим еще учится.
— Игорь Юрьевич — на редкость здравомыслящий человек, — делится третий. И осекается: «Был. Абсолютно лишен какого бы то ни было самодурства, присущего некоторым гарнизонным начальникам. Отмечен наградами — орденом «За заслуги перед Отечеством», медалями «За воинскую доблесть» и «За безупречную службу»…
…Для Анатолия Волоскова полет 11 февраля должен был стать последним в его послужном списке. В свои 46 лет (пилоты — ровесники) он готовился к выходу на пенсию.
— Накануне он отдал знакомому мастеру на все руки свой боевой шлем, чтобы тот, как принято у военных летчиков, расписал его под «дембельский», — вспоминает еще один собеседник. — И вот — не вернулся. Осталась жена, две девочки — 18-ти лет и 21-го года. То есть, для него они всегда оставались девочками…

Дело — в технике
На вопрос: каковы версии случившегося, все, как один отвечают: дело — в технике.
— Говорить о человеческом факторе тут точно не приходится, — уверенно заявляет один из авиаторов. — Самолет ребята знали великолепно, в пилотской кабине чувствовали себя, как дома. Говорить о слабой подготовке вообще смешно: оба летчика — опытные пилоты, выпускники Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков имени Вершинина еще прежних, советских времен. У обоих — больше 1000 часов налета.
Сослуживцы начисто отметают предположение, что опытные летчики решили «побезобразничать» за рулем боевой машины с учетом того, что одному из них такая возможность больше не представится. А потом, «накосячив», пытались любым способом вытянуть самолет. Потому и не могли катапультироваться, чтобы не навлечь на себя гнев высокого начальства.
— Ни Кукарцеву, ни Волоскову это несвойственно, — подтверждают сослуживцы. — Оба были сдержаны в эмоциях, не склонны к эпатажу, осторожны и осмотрительны.
В пользу технической причины аварии говорит тот факт, что это — не первая катастрофа с СУ-24. На том же аэродроме «Мариновка» самолет этой марки загорелся в декабре 2011-го года. Тогда пилоты по команде руководителей полетами катапультировались. Уточнялось, что обстоятельства произошедшего устанавливает военно-следственный отдел СКР по Волгоградскому гарнизону. Однако о результатах расследования широкой публике не сообщалось.

«Если был бы малейший шанс…»
Авиаторы, обсуждающие трагедию во всемирной паутине, считают, что наиболее вероятная причина падения самолета — рассинхронизация работы механизации крыла: одно из них вышло на нужный угол, другое — нет. Такие случаи, по их словам, известны на Су-24 и связаны с конструктивными проблемами механизма. В результате возникает сильный крен, который и привел к катастрофе.
Похожую картину падения рисуют очевидцы. Это, в основном, рыбаки, расположившиеся в день падения Су-24РМ на берегу Карповского водохранилища.
— Самолет пролетел сначала в ту сторону, где расположен Ростов-на-Дону, — рассказал «ИНТЕРу» один из них. — Затем — в обратном направлении. Машина шла непривычно низко, а затем и вовсе стала заваливаться на крыло.
Все произошло настолько стремительно, что большинство жителей Волгодонского, находившихся в тот момент в своих домах, самого падения увидеть не успели.
— Меня удивил сильный гул самолета, — припоминала встретившаяся нам на пути женщина. — Но от поселка до аэродрома — меньше десяти километров, и самолеты здесь летают часто. Для нас это — обыденность. Я, конечно, вышла из дома, чтобы глянуть, что происходит. Но к тому времени все было кончено.
— Когда самолет проносился над поселком, я обратил внимание только на то, что он явно не добрал высоты, иначе звук не был бы таким громким, — пояснил другой очевидец.
Насколько известно, экипаж не сообщал о неполадках во время полета.
Сослуживцы пилотов говорят, что самолет вошел в землю практически вертикально, причем на огромной скорости. Возможно, именно поэтому летчики не смогли катапультироваться: в такой ситуации нужен запас высоты, а у ребят его не было.

В тему:
Су-24МР — советский/российский тактический разведовательный самолет, предназначен для ведения комплексной всепогодной разведки днем или ночью на глубине до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Летные испытания машины начались в сентябре 1980 года, а на вооружение самолет принят в 1984 году. С 1985 года начались поставки в ВВС.
В отличие от базовой машины —фронтового бомбардировщика СУ-24М, на разведчике отсутствует наступательное вооружение. Для обороны на внешней подвеске под левой плоскостью можно подвесить две ракеты типа Р-60.
Разведывательное оборудование самолета представлено бортовым комплексом разведки БКР-1. На внешней подвеске размещается контейнер радиационной разведки «Эфир-1М» и контейнер с лазерной аппаратурой «Шпиль-2М». Полученная развединформация может обрабатываться прямо на борту самолета в полете. Информация передаётся на землю по закрытым каналам связи, фотоинформация может сбрасываться в специальных контейнерах.
(Из Википедии)

Летные испытания самолетов Су-24 сопровождались большим числом летных происшествий. Всего было потеряно 10 самолетов. Разбились и 4 самолета Су-24М. Погибло 13 летчиков-испытателей.
В 1998 году, выступая в Госдуме, заместитель главнокомандующего ВВС РФ Виктор Кот заявил, что «Су-24 на сегодняшний день являются наиболее аварийными летательными аппаратами в боевой авиации».
(http://www.testpilot.ru/)

Евгений Фисенко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

WordPress Anti-Spam by WP-SpamShield

WordPress: 56.4MB | MySQL:58 | 1,441sec