В Волгограде раскрыли «Русский секрет» Впечатления от концерта памяти Николая Калинина
Снова календарь приблизил к нам 22 июня – дату, особую в истории нашего Отечества и в сознании российского народа. Вот уже 73 года прошло с начала Великой Отечественной, а память саднит, будто и не было минувших десятилетий.
И в истории Государственного Волжского народного оркестра имени Николая Калинина эта дата – сугубо особенная. 22 июня 1941 года в Сталинграде должен был состояться концерт легендарного оркестра русских народных инструментов под управлением великого Николая Осипова. Концерт, по вполне понятным причинам, был отменен. Однако через полвека, день в день, в Волгограде все же прошел концерт этого прославленного коллектива, но уже под управлением другого великого Маэстро – Николая Калинина. Ему своим рождением обязан наш коллектив, который ныне носит его имя. И по праву считает 22 июня своим вторым днем рождения.
Художественного руководителя оркестра Галину Иванкову давно мучила мысль, оттолкнувшись от даты, создать что-то такое, чтобы не только волновало зрителя и слушателя, но и трогало в его душе самые тонкие струны. Ведь прошедшая война, захлестнувшая страну реками крови и горя, еще и смогла сплотить весь народ во имя единой цели, разбудила в нем национальное самосознание, которое с годами, увы, стало угасать и вспыхивает лишь в памятные дни.
Помог известный волгоградский режиссер Борис Естрин. Он стал автором сценария и постановщиком великолепного триптиха под общим названием «Служить Отечеству. Служить России». Первая часть – музыкальный спектакль-поэма «Зовёт к Отечеству любовь» – посвящен Отечественной войне 1812 года. Вторая – концерт-мемориал «Сталинград-Берлин-Победа». И неожиданный финал – мюзикл «Русский секрет» по прославленному произведению русского классика Николая Лескова «Левша».
Все три части – это, по большому счету, не концерты, как кто-то может посчитать. И уж тем более не программы. Это самые настоящие спектакли, имеющие каждый свою высокую драматургию, и вместе составляющие единое и неразрывное целое. Здесь постановщику в немалой степени помогли актеры, участвующие в действии: Наталья Долгалева, Елена Плешакова, Алексей Бублик. И, конечно же, Волжский народный оркестр под управлением несравненной Галины Иванковой.
Та далекая Отечественная война 1812 года подернута для нас некой романтической дымкой. И Борис Естрин, очень точно почувствовав этот настрой, нашел верные ходы. Актеры одеты в белые одежды и красивы до неимоверности. Звучат стихи Марины Цветаевой, Дениса Давыдова, Бориса Пастернака. Звенит музыка Глинки, Свиридова, Хренникова… Елена Плешакова, будто сошедшая к нам со страниц старинных альбомов, дарит нам романсы, как бы даже и не прилагая особых усилий. Но, Боже мой, как она поет!
Алексей Бублик преображается то в гусара, то в солдата, а то и в императора Наполеона, потерявшего на бескрайних полях России и армию, и славу, и честь. И все это, задействуя только свой неповторимой красоты голос.
Гремит в финале незабываемое глинковское «Славься!». И ноги сами поднимают тебя с кресла, и ты не замечаешь, как вытягиваешься в струнку под вынос трехцветного российского флага, как охватывает тебя чувство высшего восторга перед немеркнущей славой твоего Отечества, перед великим подвигом твоего народа. И еще – перед мастерством актеров, музыкантов и постановщика.
Время все еще не успело полностью залечить раны, нанесенные Великой Отечественной. И, скорее всего, еще очень долго не залечит. Потому вторая часть триптиха исполнена высокого трагизма, подчеркнутого кадрами фронтовой кинохроники, голосом Левитана, текстами сводок Информбюро. Актеры облачены строго в черное.
Зал дышит в унисон с исполнителями. Действие идет по нарастающей, и, когда начинает звучать песня Александры Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам», ставшая своеобразным реквиемом всем павшим в Сталинградской битве, зал встает в едином порыве, как один человек. И хотя слезы текут по лицам, в глазах загорается свет веры и надежды. За такие мгновения единения можно отдать многое.
В этой части, безусловно, центром внимания становится Наталья Долгалева. Откуда только в этой хрупкой девушке голос такой красоты и мощи?! Песня «Растет в Волгограде березка» в ее исполнении снова заставляет подняться зал. Перекинут живой мостик памяти от тех огненных лет в наше время.
На сцене «Русский секрет». Вроде бы, те же исполнители. Но совсем, совсем другие! Не хотите ли пуститься с ними в задорный русский перпепляс? Только поспевайте за ними. А вот вам и куплеты, как на раздольной ярмарке. Не стесняйтесь – подпевайте. Да и весь этот спектакль, как широкая щедрая русская заливистая ярмарка, где есть все, что только вашей душеньке угодно.
Все три спектакля спрессованы действием так, что наберешь в начале представления полную грудь воздуха, да только в финале, с последним музыкальным аккордом и выдохнешь. И только уже потом ловишь себя на том, что ты неимоверно горд своей, такой непутевой и такой прекрасной Родиной, в которой живет такой великий народ.
Владимир Апаликов
Добавить комментарий