Фигурантов больше не становится
Фонтан-убийца – так озаглавили журналисты гидротехническое сооружение с громким названием «Земной шар» в парке «70 лет Победы» в Краснооктябрьском районе Волгограда. Возводили его в большой спешке. В середине августа текущего года на строительной площадке в границах улиц 39-й Гвардейской и Библиотечной еще лежали тротуарные плиты. А 12 сентября уже прошла помпезная церемония открытия фонтана.
Пресс-служба мэрии сообщала, что «перерезать ленточку» приехали един в двух лицах глава города и спикер гордумы Андрей Косолапов, а также его заместители – депутаты по Краснооктябрьскому району Владлен Колесников и Алексей Волоцков.
Но не прошло и десяти дней, как о «Земном шаре» заговорили в криминальных сводках – трагедия случилась в воскресенье, 20 сентября, когда отдохнуть у фонтана собрались жители района. На их глазах не стало 12-летнего Володи Антонова – его затянуло в систему слива, которую строители не оборудовали защитной решеткой.
Мертвая петля
Очевидцы тогда рассказывали: фонтан поначалу был выключен, дети в нем играли. Потом начал работать насос, полилась вода. Одновременно начала работать система слива. Двое мальчишек выбрались из чаши, а Володя оказался возле дыры размером примерно 60 на 40 сантиметров.
То, что подростка затянуло в сток, первым заметил один из мужчин, отдыхавших в парке с семьей. Гуляющие с недоумением смотрели, как он бросился в фонтан. Потом заметили там мальчика, раздались крики. На помощь первому добровольцу пришли еще двое молодых людей. Все трое – неслабого телосложения, но оттащить школьника от засасывающего его отверстия не могли. На нем начала трещать одежда, но тело не поддавалось – создался такой вакуум, что его не могли даже с места сдвинуть. Надо понимать к тому же, что им приходилось нырять под воду.
Женщины, видя, что усилия их мужей не приводят к успеху, стали набирать номера «скорой», полиции, МЧС. Приехали сотрудники ППС, попытались сбить замок с короба, в котором размещался насос, чтобы отключить его и прекратить подачу воды. Это никак не удавалось. Счет между тем шел на секунды – ребенок уже не дышал.
Кто-то сообщил о случившемся родным Володи, живущим неподалеку. Несколько минут спустя у фонтана появились его мама и бабушка – женщины была в шоке, они ничем не могли помочь и только метались у чаши.
Наконец, прибыла бригада спасателей. Дужку замка перекусили, воду отключили. Но спасать было уже некого.
Свидетели трагедии говорили, что 12-летний Володя выглядел лет на семь – маленький, щуплый мальчишка. Когда медики сняли с него одежду, на теле была видна огромная гематома.
На следующий день у фонтана собрались сотни волгоградцев. К месту трагедии несли цветы и сладости. Люди подолгу стояли у опустевшей чаши.
22 сентября Володю отпели в храме Иосифа Астраханского на Дмитриевском кладбище. Похоронили его в Краснослободске, где живут его родные. В последний путь мальчика проводили мама и бабушка. Проститься с ним пришли одноклассники. Пресса сообщала тогда, что часть расходов на проведение церемонии взяла на себя мэрия Волгограда. Но люди роптали – потрать чиновники эти деньги на установку решетки, школьник был бы жив.
Пиара ради
Тем временем полным ходом работало следствие. Пресс-секретарь Следственного комитета России Владимир Маркин комментировал: организацией возведения фонтана занималось муниципальное бюджетное учреждение «ЖКХ Краснооктябрьского района». По словам Маркина, решив, что фонтан должен украсить парк непременно ко Дню города, его директор Ольга Лемякина (согласовав предварительно свои действия с должностными лицами райадминистрации), привлекла для проведения работ подрядную организацию – ЗАО «АСТИ Альфа». Поскольку строительство нужно было завершить в кратчайшие сроки, процедуру заключения муниципального контракта фактически проигнорировали – коммерсанты возводили фонтан якобы на безвозмездной основе. Якобы – потому что в устном порядке фирме была обещана победа в последующем аукционе. 12 сентября «Земной шар» благополучно запустили.
– Примечательно, – дополнял Владимир Маркин, – что формально аукцион (на возведение фонтана. – Ред.) был проведен 14 сентября, и только 22 сентября должны были быть подписаны официальные документы о начале строительства рокового сооружения.
В пресс-релизе СУ СКР сообщалось, что Лемякину суд заключил под домашний арест, гендиректора подрядной организации Александра Пошнагова – под стражу.
– Следствие намерено установить всех, причастных к гибели школьника, – говорил Маркин. – В том числе будет дана правовая оценка действиям всех должностных лиц, ответственных за разрешение на строительство и введение в эксплуатацию опасного для жизни людей сооружения.
20 октября на пресс-конференции в Волгограде первый заместитель начальника СУ СКР по Волгоградской области Валерий Сафонов подтвердил – в рамках расследования уголовного дела были допрошены несколько чиновников и депутатов, устроивших собственный пиар на открытии опасного фонтана.
– С непроцессуальной, а, скорее, с моральной точки зрения, ответственность за смерть ребенка лежит именно на тех представителях городской власти, кто торопил застройщика, чтобы он завершил строительство непременно к Дню города, – подчеркнул Сафонов. – Сейчас они заявляют, что не имеют к возведению фонтана и случившейся затем трагедии никакого отношения. Но, наверное, каждому из них нужно было думать о том, в каком мероприятии он участвует, какой объект открываешь. Их действиям мы непременно дадим соответствующую правовую оценку.
Неизвестные «герои»
На самом деле сложно предположить, что Ольга Лемякина – скромный руководитель муниципального учреждения – по собственной инициативе решилась, по сути, обойти закон и заключить договор с коммерческой структурой без проведения соответствующей процедуры. Скорее всего, на нее давили «сверху», те, кому эта ложка была дорога к праздничному обеду.
Тот же Алексей Волоцков на своей страничке в социальной сети «Вконтакте» сообщал 13 августа: «Сегодня с главой Краснооктябрьского района и ответственными службами осмотрели ход работ в парке «им. 70-я Победы». Обсудили строительство велодорожки, устройство фонтана, продолжение благоустройства парка, установку дополнительного освещения, монтаж поливочного водопровода».
А 9 сентября дополнял: «Сегодня осмотрел ход работ по завершению реконструкции II очереди парка «им. 70-я Победы» в Краснооктябрьском районе. Подрядчики ускоряют темп работы – сегодня, в общей сложности, на площадке работало 80 человек. Выполняется строительство велосипедной дорожки, фонтана, обрезка деревьев, монтаж освещения, поливочного водопровода, заканчивается благоустройство прилегающей территории».
Народный избранник ни разу не задумался, к чему может привести спешка. И если бы все обошлось благополучно, о роли Лемякиной в процессе возведения фонтана и благоустройства территории, выглядевшей заброшенной еще в прошлом году, никто бы не вспомнил.
Александру Пошнагову тоже, скорее всего, было не до мыслей о качестве выполненных работ и безопасности возведенного его фирмой гидротехнического сооружения. Его голова, вероятно, болела уже о другом – коммерсанту предстояло приобщиться к бюджетному пирогу, то есть выиграть обещанный ему аукцион и освоить выделенные в его рамках средства.
Понятно, что никто из них не желал зла неизвестному им Володе Антонову и его родным. О них никто из фигурантов уголовного дела и тех, кто по счастливой для них случайности остался за его бортом, просто не думал. Как, впрочем, и о других жителях большого города…
Галина Гунькина
Справка ИНТЕРа:
21 сентября пресс-служба регионального СУ СКР сообщила, что по факту гибели 12-летнего школьника возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека) и п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ (выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека). Первая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, вторая – на срок до шести лет.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here