Дубовский монастырь — наиболее хорошо сохранившийся комплекс на территории региона
В Дубовском Свято-Вознесенском женском монастыре в эти выходные пройдут торжественные мероприятия, посвященные его 150-летнему юбилею. С момента возрождения обители в начале 90-х сделано немало, но для достижения былого блеска и великолепия, в каком монастырь пребывал в пору своего расцвета — а эти годы пришлись на предреволюционную эпоху, — предстоит сделать еще больше. В преддверии столь знаменательного события журналисты «ИНТЕРа» посетили обитель, познакомились с ее славной историей и узнали о проблемах сегодняшнего дня.

Молитвами батюшки Иоанна
У истоков Дубовской обители стоял протоиерей Успенского собора посада Дубовки Иоанн Покровский. По словам современников, это был удивительный человек. Он славился проникновенными проповедями и неподдельной любовью к страждущим. За помощью к нему обращались даже раскольники и сектанты, и никто не уходил без слова поддержки. И, как говорится в «Кратком историческом очерке возникновения и развития Свято-Вознесенского женского монастыря», «…он пришел к мысли насадить среди разнородных по вере жителей Дубовки благочестие чрез основание здесь женского монастыря».
Еще один человек, без которого полтораста лет назад не могло бы осуществиться это богоугодное дело — некий мещанин Матвей Посохин, владеющий небольшим кирпичным заводиком в Дубовке. Бытует легенда, что в молодые годы Матвей однажды свалился в прорубь, стал молить Господа о спасении и пообещал отдать все на благое дело. А в скором времени состоялось его знакомство с Иоанном Покровским. Не сразу, как говорят старожилы, Матвей пришел к благой мысли помочь становлению обители, но батюшка Иоанн был настойчив и убедителен. А Посохин, начав с малого, постепенно отдавал все больше, пожертвовав в конце концов весь завод.
7 ноября 1965 года (по старому стилю) был отслужен первый молебен в честь основания Дубовской женской общины. А своего расцвета монастырь достиг к 1915 году: у него имелся собственный кирпичный завод, подворья в Царицыне, Дубовке, Городище. В обители состояло 60 монахинь 289 послушниц. На скотном дворе содержались коровы, лошади, быки и даже верблюды. На территории монастыря кроме двух больших храмов находилось более пятидесяти построек: это были кельи, каменный дом игуменьи с комнатами для высоких гостей, архиерейские покои, мастерская по изготовлению ковров, зерновые амбары, дом для детей-сирот и др.
После революции Свято-Вознесенский монастырь в полной мере разделил тяготы, выпавшие на долю Русской православной церкви. Несколько монахинь были расстреляны в 1922 году, огромный Вознесенский собор — взорван, второй, так называемый зимний храм, стали использовать под склад. А в годину Великой Отечественной войны на территории монастыря располагался госпиталь и даже лагерь военнопленных.

Владыко, настоятельница и сестры

Связь поколений
Возрождение Дубовской обители, как и многих других церквей и монастырей земли русской, началось в 90-е годы XX века. И здесь тоже не обошлось без поддержки меценатов и связанной с этим чудесной истории.
Александр Чернявский, известный в регионе застройщик, помогает монастырю с 1997 года, уже много лет входит в попечительский совет обители.
— Началось все с того, что ко мне с партнером Сергеем Ивановичем Шулико, ныне уже покойном, обратилась старшая сестра монастыря — монахиня Христина, — рассказывает Александр Иванович. — Она просила нас помочь с приобретением насоса для водонапорной башни. Для этого была необходима не такая уж большая сумма, поэтому мы смогли достаточно быстро исполнить ее просьбу.
А затем монахиня Христина пригласила Александра Ивановича и Сергея Ивановича в гости. Александр Чернявский с удовольствием принял это приглашение, и в процессе экскурсии по монастырю увидел фотографии, которые показались ему знакомыми. Каково же было его удивление, когда он вспомнил, что эти фото уже встречались ему… в альбоме семьи его супруги. Это были фотокарточки того самого Матвея Посохина, его сына Петра Посохина, автора книги «Краткий исторический очерк возникновения и развития Свято-Вознесенского женского монастыря».
— Вот так я выяснил, что монастырь строил предок моей жены, — говорит Александр Чернявский.
И сам он уже скоро двадцать лет помогает возрождать обитель. Исторический круг замкнулся…

Возрождение
В год столь значимого юбилея удалось завершить работы по восстановлению надвратной часовни, а начаты они были еще пять-семь лет назад. Полностью обустроены кельи, проведен ремонт в основных помещениях. Понемногу восстанавливается монастырская стена, приводятся в порядок находящиеся на территории здания. Так, в одном из них планируется открыть корпус для приема паломников, в другом предполагается сделать музей, который, кстати, уже начал заполняться экспонатами. Церковную лавку думают перенести в отдельное здание, также еще в одном помещении хотят открыть кафе для паломников. Построена часовня над источником, где когда-то молился о ниспослании чистой воды Иоанн Покровский. В самой часовне, по сути, остались отделочные работы, а в дальнейшем здесь хотят организовать купальни.
Но главная мечта всех благотворителей, монахинь — восстановить величественный Вознесенский собор.
— От старого собора, взорванного после революции, остался только фундамент, — рассказывает Александр Иванович. — Конечно, мы думаем о его восстановлении, но это грандиозные работы, пока к ним подступиться не удается.
Александр Чернявский высказал отдельную благодарность архитекторам — Александру Бурову и Максиму Сиденко, которые работают над восстановлением монастыря. Также регулярно перечисляют финансовую помощь рядовые работники отделения Сбербанка России в нашем регионе, делают это по доброй воле и по велению души. Один из главных благотворителей на сегодняшний день — депутат Волгоградской областной думы Сергей Викторович Федюшкин.

Дела земные
Меж тем монастырь не обходят стороной проблемы, с которыми сталкиваются обычные жители нашей области. Так, общеизвестно, сколько бед наделало в этом году отсутствие нормального половодья.
— У нас имеется свое немаленькое стадо коров — около 70 голов, — рассказывает игуменья Свято-Вознесенского Дубовского монастыря, матушка Анна. — И реализация молока и молочнокислых продуктов, которые изготавливают в собственном небольшом цеху, составляет немалую статью доходов монастыря. Но в этом году из-за засухи не удалось заготовить корма в достаточном объеме, надои упали, и, соответственно, продавать молочные продукты мы теперь можем в гораздо меньших количествах. А ведь впереди зима. Видимо, и поголовье придется сокращать.
Сейчас матушка Анна делает все возможное, чтобы найти для коровок столь необходимое сено. И если среди читателей «ИНТЕРа» есть люди, готовые в этом помочь, просим обращаться по телефону: 8-961-687-85-00.
Сажают в монастыре и два огорода, с которыми тоже пришлось не сладко в этому году из-за нехватки воды. Не так давно разбили фруктовый сад, имеется здесь и собственный виноградник.
Возрождают в обители и те промыслы, которыми издревле славились монахини. Так, здешние мастерицы вышивают золотом, занимаются иконописью. Кроме того, шьют одежду в традиционном русском стиле, ее с удовольствием покупают.
— Несмотря на все сложности, настроение у нас светлое, радостное, — отмечает матушка Анна. — За последнее время много чего удалось сделать, отремонтировать, восстановить. Но предстоят еще большие работы, чтобы восстановить монастырь в его первозданном виде. Поэтому мы с благодарностью принимаем любую помощь, оказываемую обители.
И матушка Анна, и член попечительского совета Александр Чернявский приглашают всех желающих присоединиться к торжественным мероприятиям, посвященным юбилею монастыря. 21 ноября в 10.00 пройдет торжественная служба, которую отслужит митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Приезжайте, и окунитесь в умиротворящую атмосферу обители, посмотрите на древние стены, которые видели и времена расцвета, и годину упадка, но выстояли, и сейчас вновь со спокойствием наблюдают за паломниками, славящими Бога.

На рассмотрении Священного синода Русской православной церкви находятся документы на канонизацию игуменьи Арсении, которая была настоятельницей Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря во второй половине XIX — начале XX века. По словам действующей настоятельницы обители, игуменьи Георгии, документы необходимые для канонизации собирались около десяти лет.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here