OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Коммерсанты будут доставлять медиков к пациентам и пациентов в больницы
Региональные власти предпринимают очередную попытку привлечь бизнес к участию в оказании скорой медицинской помощи жителям областного центра. Предполагается, что в рамках частно-государственного партнерства неизвестная пока частная фирма приобретет на свои средства (около 1,6 млрд рублей) 95 «мерседесов», оснащенных всем необходимым оборудованием. В мае 2016 года они начнут обслуживать пациентов. А потраченные деньги им позже вернут из средств фонда ОМС в тех же объемах, которые сегодня расходуются на автопарк «скорой». Никаких дополнительных расходов ни со стороны населения, ни из областного бюджета не потребуется. Однако не всем картина видится такой радужной. ИНТЕР попытался разобраться в ситуации.
«Новоскор» спешил на помощь
Напомним – первая попытка перевести «скорую» на коммерческие рельсы была предпринята в 2012-м году, при правлении губернатора Сергея Боженова. Областное здравоохранение курировал тогда один из его «алмазов» Павел Крупнов.
В конце 2012 года водителям МУП «Спецавтохозяйство», обслуживающего медучреждения, заявили, что с 1 января 2013-го они переходят под начало г-на Фридмана, возглавляющего ООО «Новая скорая помощь – Волгоград».
Шокированные водители обратились в СМИ и в прокуратуру. Прокуратура занялась проверкой законности условий и порядка проведения тендера на автотранспортные услуги «скорой». Досужие журналисты начали задавать неудобные вопросы и «раскопали» подноготную Евгения Фридмана. Выяснилось, что в Перми, где возглавляемые им компании оказывали аналогичные услуги, отказались от его помощи еще в 2011-м году – слишком много претензий было у местных властей к их деятельности. Однако волгоградские власти стояли на своем, а Павел Крупнов в одном из интервью заявил, что «больше верит Фридману».
newspic_bigНеизвестно, чем окончилось бы дело, если бы в первых числах января 2013-го года Крупнова не задержали за получение взятки. Год спустя его приговорили к пяти годам лишения свободы, а позже обсуд ужесточил ему наказание до семи лет. Тем временем через несколько дней после его ареста на сайте обладминистрации появилось сообщение, что контракт с «Новоскором» расторгнут, поскольку компания не выполнила условий контракта. А премьер области Константин Храмов – еще один боженовский «алмаз» – заметил, что в случае продолжения работы этой фирмы «могла возникнуть угроза жизни и здоровью граждан».
Повезут с комфортом
Возможно, именно потому, что власти так быстро меняют свое мнение, их сегодняшний оптимизм вызывает недоверие.
– Скорая медпомощь останется в рамках государственной системы здравоохранения, – говорит Василий Данилов, главный внештатный специалист облздрава по скорой медпомощи, главврач ГБУЗ «Клиническая станция скорой медпомощи». – Она, как и прежде, будет финансироваться из бюджетных средств и средств ФОМС. У частников будет покупаться только одна услуга – заправленный автомобиль с водителем и медоборудованием, работающий в круглосуточном режиме. Бесспорные плюсы – у главврача не будет болеть голова по поводу обслуживания и ремонта транспорта и медоборудования, следовательно, больше внимания будет уделяться лечебному процессу.
Не видит никаких отрицательных моментов в данной схеме и главврач скорой медпомощи Волгограда Роман Лященко.
– Финансирование идет из ФОМС, остается в тех же рамках, – подтвердил он сказанное Даниловым. – К нам поступает современное оборудование – кардиографы, мониторы. Водитель станет составной частью бригады – младшим медсотрудником, так что недопониманий и конфликтов между ним и бригадой не будет. Качество оказания медпомощи только улучшится. К тому же больным и медперсоналу будет гораздо комфортнее передвигаться на «мерседесах», чем на «газелях». Да и добираться до больных на таких машинах врачи будут быстрее.
Нет денег — нет «скорой»?
Менее оптимистичны Анатолий Белоглазов, отработавший в «скорой» больше тридцати лет, и заслуженный врач России Олег Кузнецов, не один год возглавлявший областную клиническую больницу №1.
– Переложить функции по транспортному обслуживанию «скорой» — эту новацию нам преподносят как благо, – поделился с «ИНТЕРом» Анатолий Иванович. – Но справятся ли «мерседесы» с их низким клиренсом с волгоградскими дорогами, особенно, в частном секторе, который сегодня значительно разросся из-за того, что людям разрешили регистрироваться на дачах? Или эти машины смогут передвигаться только по асфальту?
015– Важно, чтобы наши специалисты грамотно подошли к заключению договоров, – высказал свое мнение Олег Иванович. – Иначе может получиться так, что получение частной услуги по предоставлению оснащенного медоборудованием автомобиля может обойтись дороже, чем нынешнее содержание собственных автомобилей.
Кроме того, не исключена, по словам Олега Кузнецова, и ситуация, хорошо знакомая всем россиянам из опыта и прошлых, и нынешних лет – когда возможности региональной казны не позволят вовремя оплатить услуги данной компании.
На своих «бюджетников» – не секрет – в таком случае всегда можно повлиять: попросить, а то и приказать выйти на работу, а расплатится, когда появятся средства. Пройдет ли такой номер с частником – большой вопрос.
– И если мы, положившись на коммерческую структуру, перестанем закупать свои машины и оборудование, не исключено, что однажды фирма уйдет, а мы останемся ни с чем, — предупреждает Кузнецов.
Медпомощь без гарантии?
Еще более категоричен депутат Волгоградской гордумы Дмитрий Крылов. Кстати, в свое время он выступал резко против передачи автотранспортных функций СМП пресловутому г-ну Фридману.
kommersant.ru-33_002– Чем может закончиться идея передачи бизнесменам части функций, возложенных на «скорую»? – отвечает он вопросом на вопрос. – Это приведет к еще более печальной ситуации, чем та, что сложилась сегодня в похоронном деле, где власти, по сути, устранились от реализации закона, согласно которому погребение должно происходить на безвозмездной основе, и переложили свои обязанности на компанию «Память». С той только разницей, что покойнику навредить уже нельзя – разве что ввести в непомерные расходы его родственников. А вот жизнь живых людей может оказаться в опасности.
По словам депутата, намерения властей привлечь частные фирмы к транспортировке больных преподносятся нам как стремление избавить станции скорой медпомощи от непрофильной нагрузки.
– Но это – одна из основных обязанностей СМП, – возражает Дмитрий Крылов. – И каким образом государство будет гарантировать населению бесплатную и своевременную медпомощь, если единственная ответственность, которую может нести частник – это гражданская ответственность за несоблюдение договора?
Вызывает сомнение и решение возмещать затраты коммерсантов из средств фонда ОМС.
– Почему в таком случае нельзя направить эти потоки для приобретения автомашин напрямую станциям СМП? – интересуется депутат. – Мне видится, что такое решение – ни что иное как очередной шаг, направленный на развал государственной системы здравоохранения и перевод жителей на самообеспечение.
Партнеры или коммерсанты?
Есть и другие вопросы, которые настораживают ряд депутатов и гражданских активистов, и на которые пока никто не дал внятного ответа.
Например, в чем выгода частника, который затратит огромные средства на приобретение автомобилей и их оснащение, а потом годами будет ждать возмещения затрат из средств фонда ОМС? Разве что на этот рынок намерены выйти бизнесмены с «завалявшимися» лишними полутора миллиардами рублей? Или схемы настолько лукавы, что власти предпочитают их не озвучивать?
И если коммерсанты рассчитывают, что поставка данной услуги принесет им прибыль (на каждый выезд «скорой» ТФОМС, по прозвучавшим в СМИ данным, выделяет… 360 рублей), то почему главврачи станций СМП, которым прибыль, в принципе, не важна, постоянно жалуются на недостаток выделяемых им средств? Возможно, дело в неэффективном руководстве? Или намерении направить бюджетные потоки в частное русло?
А, может быть, в рамках частно-государственного партнерства идет речь о далеко идущих планах бизнеса и чиновников, которые рассчитывают создать монопольную частную структуру на базе «скорой»? А затем шантажировать власти, выкачивая средства из бюджета региона? Ведь в таком случае на одной чаше весов будет стоять финансирование частного медицинского автопарка, а на другой — ежедневное спасение здоровья и жизни тысяч людей. Кто в такой ситуации рискнет задержать выделение средств?
2-z10-3d65e9bf-baf7-4eb6-a17e-291ccd66ca3a– Вопросов, действительно, больше, чем ответов, – согласился с ИНТЕРом депутат Волгоградской облдумы Михаил Таранцов. – Услышать что-то вразумительное на недавней встрече с представителями чиновников от региональной медицины мне не удалось. Сейчас я пытаюсь инициировать обсуждение этой темы на площадке облдумы, чтобы все происходящее получило широкую огласку и широкое обсуждение. Потому что остается опасность, что в результате этого решения региональных властей могут пострадать жители области.
ИНТЕР будет следить за развитием событий.
Галина Гунькина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here