Организатора преступления Сергея Топалу освободили от ответственности по амнистии 
Летом 2014 г. «ИНТЕР» рассказывал о случившемся с фермером Иваном Трегубовым из Котельниковского района. На него напали четверо «отморозков», избивших земледельца до потери сознания. Поначалу следствие пришло к выводу – нападавшие виновны в вымогательстве: распуская руки, они требовали, чтобы Трегубов вернул зерно аграрию Александру Топале. Год спустя суд наказал четверку за… умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Для непосвященных – ст.163 УК РФ, которая поначалу инкриминировалась преступникам, предполагает наказание до 15 лет лишения свободы. Потолок ст. 112, по которой они осуждены, – 5 лет. Преступникам назначено 3 года и менее. Ни в чем не виновный Трегубов – ветеран труда, отмеченный наградами на региональном уровне за развитие АПК, на районном – за вклад в социально-экономическое развитие территории и за заслуги перед районом – остался инвалидом.
Поле ваше – урожай наш
Противостояние, из-за которого пострадал Иван Трегубов, началось между его братом Григорием и Александром Топалой. Причиной стала земля. Григорий Егорович долгое время обрабатывал спорное поле, к которому Иван Егорович не имел никакого отношения. Позже виды на участок появились у Топалы, сменившего на фермерском посту своего отца Сергея, отошедшего от дел.
Григорий арендовал поле, затем решил оформить на него право собственности. Процедура эта длительная – не одного месяца. Тем временем Александр Топала, не дожидаясь правовой развязки, засеял осенью 2013-го землю озимой пшеницей.
Зимой 2014-го документы на участок были у Григория на руках. А весной, когда сошел снег, он увидел колосящееся поле.
– Если рассуждать на житейском уровне, то ситуация сложилось ровно так, – высказывает свое мнение адвокат Александр Прохоренко. – Кто-то пришел в ваш огород, посадил там картошку, а затем заявил претензии на урожай. Но дело даже не в этом – мой подзащитный Иван Трегубов к разборкам между его братом и Топалой не имел никакого отношения. А пострадал именно он…
Разборки «по-мужски»
Разбирательства между фермерами шли сначала на правовом уровне: оба обращались в полицию. А закончились тем, что Григорий, не получив компенсации за пользование его полем (содержание земли под парами требует значительных затрат), собрал урожай.
– Как показывает практика, суд в таких случаях принимает сторону собственника земли, – уточнил Прохоренко.
Говорят, сын за отца не ответчик. Сергей Топала, похоже, посчитал, что отец вправе взыскать за сына с его «обидчика». Но взыскание обратил почему-то на обоих братьев Трегубовых.
Пригласив знакомого волгоградца Однокоза, Топала предложил ему разобраться с братьями по-мужски – потребовать возврата зерна или денег.
«А если не получится, – рассказывал на суде Однокоз, – дать в морду».
Собрав своих знакомых, он принялся за дело. Поначалу поехал к Григорию. Но тот отдыхал, а супруга, оберегавшая его покой, не пустила незваных гостей на порог. Они отправились к Ивану. И встретились с ним по пути: где живут братья Трегубовы, как они выглядят, на каких автомобилях передвигаются – обо всем этом преступникам рассказал Сергей Топала.
Дело в амнистии?
Убедившись, что перед ними Трегубов, четверка жестоко его избила.
– Я поначалу понять не мог – за что, – рассказывает Иван Егорович. – Просил только, чтобы по шее не били – незадолго до этого перенес операцию, и имплант еще не прижился. Нападающие к просьбе не прислушались. Кроме повреждений шеи, медики зафиксировали у Ивана Трегубова выбитые зубы, сломанную челюсть, сотрясение мозга. И присвоили ему «звание» инвалида.
– Полицейские провели огромную работу, – делится Александр Прохоренко. – Они выяснили личности тех, кто избивал моего подзащитного, разобрались, что организовал нападение Сергей Топала, не имевший никакого права вмешиваться в спор двух фермеров – своего сына и Григория Трегубова. Поначалу, в марте 2015 г., избивших Ивана Егоровича обвинили в вымогательстве – ведь те требовали, чтобы он отдал им определенное имущество. Однако не прошло и двух недель, как следователь пересмотрел свои взгляды и переквалифицировал обвинение на самоуправство – менее тяжкую статью УК РФ.
По мнению адвоката, такое обвинение позволяло подвести обвиняемых под амнистию, ожидавшуюся в связи с 70-летием Победы.
Самоуправство? Вымогательство?
– В результате получился юридический казус, – продолжает Александр Прохоренко. – В отношении Сергея Топалы, как организатора и пособника преступления (уточняю – самоуправства!) суд прекратил уголовное дело в связи с амнистией. Что касается четверых исполнителей, Котельниковский райсуд признал – никаким самоуправством здесь и не пахнет! И осудил их за умышленное причинение Ивану Трегубову средней тяжести вреда здоровью. Однако эта статья УК РФ предполагает наличие умысла на совершение данного преступления. А умысел осужденных заключался, как сами они говорили на суде, в том, чтобы «выбить» у Трегубова зерно или деньги. Это – чистой воды вымогательство! Согласен – суд не вправе применять к подсудимым более жесткую статью УК РФ, чем та, по которой их обвинили. Поэтому мы и потребовали, чтобы дело было возвращено на доследование. Но моему подзащитному в этом отказали.
Прохоренко признает – если у следствия и была задумка вовсе увести преступников от наказания, она не удалась: суд не признал за ними права на амнистию. Но осужденные понесут наказание, никак не соответствующее тяжести совершенного ими преступления.
В настоящее время Иван Трегубов обжаловал решение Котельниковского райсуда в апелляционной инстанции облсуда. И надеется на справедливое решение.
В тему:
В декабре 2014 г. председателя наблюдательного совета СКПК «Котельниковский» Сергея Топалу признали виновным в хищении заемных средств и злоупотреблении полномочиями при отчуждении имущества кооператива своим родственникам. Ему назначено 6 лет лишения свободы. На момент рассмотрения в суде дела по избиению Ивана Трегубова Топала уже находился в колонии.
Галина Гунькина


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here