Фермер из Светлоярского района вносит свой вклад в программу импортозамещения
Часто ли вы видели на прилавках козье молоко? А козий сыр? Как правило, эти товары можно встретить только в крупных супермакетах и цена у них далеко не дешевая. И до недавнего времени данные продукты были по большей части иностранного производства. Однако введение пресловутых санкций, высвободило нишу, в том числе, и для российских козоводов и сыроделов.
Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства, расположенного в селе Цаца Светлоярского района Волгоградской области, Магомед Алиев занялся разведением коз еще в 2012 году. Однако за прошедшее время он реализовал только первый этап проекта, в настоящий момент у него есть возможность увеличить козье поголовье, производство пастеризованного козьего молока и сыра в два раза. Главное – спрос.
Как все начиналось
Светлоярский район – это, по сути, пригород миллионного города-героя. Его фермеры снабжают Волгоград овощами, картофелем. С доставкой отсюда козьего молока и сыра тоже сложностей не возникает.
На самом деле, большинство трудностей, с которыми столкнулся Магомед Алиев при организации нового для себя и всего региона дела, носили более чем объективный характер.
– В 2012-м меня пригласили в районную администрацию, – рассказал Магомед корреспонденту ИНТЕРа. – Предложили заняться разведением коз. Говорили, что начинает действовать государственная программа софинансирования, и можно получить субсидию на строительство фермы. Но я, честно говоря, сначала не очень заинтересовался.
Однако его точка зрения резко изменилась, когда он увидел в одном из элитных магазинов областного центра козье молоко и его ценник. На тот момент литр стоил 270 руб. Рядом на прилавке располагались и козьи сыры. Он поговорил с менеджером, оказалось, что поставки осуществлялись с фермы в Подмосковье, и продукцию, по большому счету, не успевали выставлять на прилавок – такой был на нее спрос.
После этого фермер заинтересовался темой козоводства, стал штудировать Интернет, выяснять сколько козьих ферм имеется в России и т. д. Оказалось, что в нашей стране надои козьего молока составляют всего 1 процент от всего молока, в то время как в Европе эта цифра доходит до 40 процентов. На тот момент в стране было всего четыре крупных фермы, пятую построили за последние годы в Татарстане.
Дальше – больше: Магомед, по старой русской традиции, отправился в Европу перенимать опыт. Был в Германии, Голландии, на фермах, сыроварнях. Поразился масштабам: так, в одном хозяйстве, где ему удалось побывать, насчитывалось 16 тысяч голов коз. Вдохновленный увиденным он вернулся на родину и в 2013 году занялся подготовкой проекта козьей фермы и комплекса переработки.
Где купить коз?
Магомеду Алиеву удалось выиграть грант, хоть документы ему пришлось переделывать три раза. Но он не слишком акцентирует на этом внимание. Гораздо больше сложностей у него вызвал процесс закупки козочек. На ферме в Республике Марий Эл, куда он обращался, за двухмесячного козленка просили 30 тысяч рублей. Да и общее количество животных, которые он мог там приобрести, было невелико. Пытался он звонить по тем фермам в Европе, которые посещал во время заграничного путешествия. Там за козленочка просили 25 тысяч рублей, но ввезти их на тот момент тоже не представлялось возможным: как раз действовал карантин.
– Я уже был готов просто ездить по дворам и покупать коз у людей, с их частных подворий, – говорит фермер. – Конечно, это было бы уже не племенное поголовье, но выхода на тот момент я просто не видел.
Но тут появилась информация, что в соседней Астраханской области кто-то продает племенных коз зааненской породы, которых в свое время закупали в Швейцарии. Они-то и стали основой стада Магомеда Алиева.
Еще один проблемный момент, который отдельно отмечает фермер, – создание кормовой базы.
– Когда я первый раз пришел сдавать документы на грант в районную администрацию, мне сразу задали вопрос: чем я буду кормить своих коз? – отмечает Магомед. – Я ответил: лиманной травой. Ну, там-то люди опытные сидят, они понимают, что лиманная трава – это, по сути, жвачка.
Дальше, фермер, по его собственному выражению, пошел по правильному пути. Дело осложнялось тем, что село Цаца расположено на границе с Калмыкией, в очень засушливой местности. Вырастить что-то стоящее в данной зоне без орошения практически невозможно. Поэтому герой нашей публикации в первую очередь приобрел в кредит дорогую дождевальную установку «Бауэр», с помощью которой теперь поливаются его поля люцерны. Ее-то, наряду с зерном, которое также выращивается на собственных полях Алиева, и едят козочки.
Сыр «Кочита» отечественного производства
Мы осматриваем новую ферму, которую удалось построить благодаря выигранному в 2014 году Магомедом Алиевым гранту на развитие семейной животноводческой фермы. В его рамках он получил 6 млн рублей, плюс добавил свои деньги – 40 процентов от означенной суммы. В итоге 10 млн 800 тысяч рублей хватило на то, чтобы возвести новый козлятник, докупить молодняк и приобрести итальянский комплекс переработки.
В новое помещение коз перевели буквально за неделю до нашего приезда. Сейчас в хозяйстве – 145 взрослых особей, плюс около 50 голов молодняка. Здесь их кормят, доят, а потом полученное молоко отправляют в небольшой цех, который фермер Алиев организовал на территории своего домовладения. Сейчас он поставляет на рынок молоко и сыр, но в его мечтах расширить линейку товаров. Ведь во время визита в Европу удалось попробовать даже кисломолочные продукты, изготовленные из козьего молока. Чем мы, как говорится, хуже?
– В Италии я познакомился с Джани Своджи, – вспоминает глава КФХ. – У этого фермера свое крупное хозяйство, в котором держат коз, своя переработка плюс он же производит оборудование. Я купил у него мини-сыроварню.
В компании этого же человека сейчас закупается закваска, сычужный фермент, которые необходимы для производства сыров. В связи с колебаниями цены евро, стоимость этих исходных продуктов подорожала, но в Цаце пока не собираются от них отказываться.
– Все натуральное, у нас в России другой такой продукции нет, – обращает внимание мой собеседник. – Все заказанное доставляется в течение двух дней, у фирмы Джани свои склады в Москве.
– «Кочита», – читаю я на упаковках маленьких круглых головок.
– По поводу названия мне многие задавали вопрос, – улыбается Магомед. – Почему оставили итальянское, а не назвали как-нибудь по-русски? Но мы все-таки изготавливаем сыр по итальянской рецептуре, опять же из итальянской закваски, поэтому подумали, что правильнее будет сохранить наименование.
А вот стандарт организации (СТО) на изготовление козьего сыра пришлось заказать научной структуре самостоятельно. Оказывается, в современной России не существует регламента на изготовление козьего сыра. Во времена СССР существовали ГОСТы на этот продукт, но за прошедшее время технология производства ушла далеко вперед. Зато теперь вышеуказанный стандарт – интеллектуальная собственность фирмы Магомеда Алиева.
И это не предел
Многие местные производители называют в числе основных своих проблем сбыт производимой продукции. Новоявленный сыродел земли Светлоярской тоже отмечает ее наличие, но в том, как он говорит на данную тему, чувствуется не безысходность, а готовность продолжать поступательно работать в означенном направлении.
Сначала продукцию Алиева закупали мелкие предприниматели Подмосковья, из тех, которые торгуют в небольших магазинчиках и на рынках. Потом ее стали брать на реализацию в сеть «Царь-продукт».
– Сейчас мы работаем над тем, чтобы войти в другие крупные сети нашего региона: «МАН», «Магнит», «Радеж», – планирует Магомед. – Готовим предложения, стараемся наладить контакты. Также с продвижением моей продукции обещал оказать помощь комитет промышленности и торговли Волгоградской области.
На самом деле мощности новой фермы уже сейчас позволяют увеличить поголовье дойных коз до 600. Кормовая база теперь тоже имеется. А у тех коз, которые есть сейчас, надои легко можно увеличить в два раза. Для этого надо сбалансировать рацион кормления, добавить витаминов, минералов и так далее.
– А вообще, мой проект рассчитан на 171 млн руб. инвестиций, в его рамках планировалось строительство трех ферм, – резюмирует Магомед Алиев. – И если будет поддержка, я готов продолжать его реализацию.
Анастасия Франтасова


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here