Школьникам предложили покинуть учебное заведение из-за ремонта
Меньше недели осталось до Дня знаний, меж тем в Волгограде не утихает скандал, связанный с одним из лучших средних учебных заведений города, да, впрочем, и всего региона, лицеем-интернатом «Лидер». Одаренные ученики этого учреждения до сих пор не уверены, встретят ли их 1 сентября родные стены. ИНТЕР пытался разобраться, почему новый учебный год для трехсот ребят из «Лидера» начинается с такого стресса.
Приостановить нельзя продолжить
Напомним, первая информация о приостановлении работы школы-интерната «Лидер» появилась в волгоградских СМИ 17 августа, когда до начала учебного года оставалось всего две недели. Мамы и папы, да и сами школьники в это время обычно закупают канцтовары и форму, но на плечи родителей одаренных детей из «Лидера» свалились абсолютно другие заботы. Основанием для всех тревог послужил приказ председателя комитета образования Волгоградской области Александра Короткова, который он подписал 12 августа. А основанием для приказа, в свою очередь, стал тот факт, что здание лицея находится в аварийном состоянии, и сейчас там предстоит провести ремонт.
Вот выдержки из этого документа, копию которого удалось получить родителям ребят лицея «Лидер»:
«Приказываю:
1. Приостановить реализацию образовательных программ основного общего и среднего образования в государственном казенном образовательном учреждении Волгоградский лицей-интернат «Лидер» с 1 сентября 2015 года до особого распоряжения комитета образования и науки Волгоградской области.
…2.2. Принять исчерпывающие меры по выдаче личных дел обучающихся родителям (законным представителям) на основании личного заявления».
Из данного текста следует, что первоначально речь шла о том, что все поголовно дети должны забрать документы из лицея. И это при том, что подавляющее большинство обучающихся там ребят из области, в тех населенных пунктах, где проживают их родители, в школах зачастую даже нет 10-11 классов, а чтобы попасть в «Лидер» они прошли серьезные вступительные испытания.
Неудивительно, что получив такой сюрприз со стороны комитета по образованию в преддверии нового учебного года, родители и ребята лицея «Лидер» взбунтовались.
А было ли здание?
лицей– То здание, из-за которого все началось, по сути, уже пять лет законсервировано, – проводит мне экскурсию по территории лицея Катерина, мама одного из одинадцатиклассников. – Ученики просто не могут туда попасть, поэтому все разговоры о том, что речь идет о безопасности детей, беспочвенны.
Автор этих строк согласен с данной позицией родителей и полагает, что доводы комитета по образованию региона выглядят по меньшей мере странно. Судите сами: лицей – это по сути три здания, вся прилегающая к которым территория обнесена забором. Меж тем основной учебный корпус, в котором была обнаружена трещина и которое соответственно было признано аварийным еще в 2010 году, с трех сторон отделен от двора дополнительным ограждением. С четвертой стороны он соединяется крытым переходом с центральным входом в корпус для девочек, где не только проживают лицеистки, приехавшие из сельской местности, но и проходит часть занятий. Однако, по словам Катерины, через этот переход пройти в аварийное здание практически невозможно: на входе имеется пост охраны, где обычно присутствуют два человека – охранник ЧОПа и представитель лицея. Они просто никого не пропустят в аварийное крыло.
Еще одно здание на территории лицея – корпус, где проживают мальчики и где также проходят занятия, в нем также есть трещина. Но данное строение стянуто скобами (как и множество других многоэтажек в нашем городе), признано безопасным для находящихся там детей, и к нему пока у надзорных ведомств претензий нет. Оно же, в свою очередь, соединено с корпусом для девочек крытым переходом, в котором расположен пищеблок.
Варианты есть
– Нас сразу насторожило, что в тот же день, когда был подписан приказ о приостановке деятельности лицея, на сайте администрации области была размещена информация о подготовке школ к новому учебному году и о том, что из Федерального бюджета РФ выделены значительные средства на реконструкцию и модернизацию школ области, в том числе назван и лицей-интернат «Лидер», – рассказывает жительница Михайловки Елена Вершинина, мама одной из десятиклассниц.
Данный факт родители отразили в коллективной жалобе, которую они направили в Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ. Далее они пишут: «Возмущает факт, что Комитет никак не учел психологическую сторону проблемы. Особенности психики подростков, их, в силу возраста, низкую мотивацию к обучению и тот моральный вред, который получат дети в связи с этим Решением… В лицее собраны лишь дети, показавшие высокий уровень интеллектуальных способностей, подтвержденный аттестатами государственного образца, высокими баллами на ОГЭ, а так же вступительными экзаменами в лицей, порядок которых разрабатывал и утверждал тот самый Комитет. Именно таким детям согласно ФЗ «Об образовании в РФ» п. 2 ст. 5 и ст. 77 органы государственной власти должны оказывать содействие… А предложенное дистанционное обучение дополнительно к основному процессу обучения детей в их старых школах нарушит требования по учебной нагрузке, рекомендованные СанПиНом, очное обучение в каникулярное время так же лишит учащихся возможности на отдых и приведет к повышенной утомляемости, что, несомненно, нанесет непоправимый вред здоровью детей».
– Как только стало ясно, что конфликт приобрел большой общественный резонанс, представители комитета стали предлагать другие пути решения проблемы, – продолжает Елена Вершинина.
Так, один из вариантов, предлагаемых комитетом, – поселить мальчиков в лицее им. Слипченко, девочек – в гостинице «Каскад», а занятия вести в школе № 4, расположенной в районе Нижнего поселка на Тракторном.
– Нас это не устроило, – продолжает Елена. – Во-первых, там нет освещения, во-вторых, отсутствует возможность организовать горячее питание, и если мальчиков можно будет кормить в лицее им. Слипченко, то девочкам, по сути, придется весь день существовать на сникерсах и перекусах.
Кроме того, в лицее им. Слипченко для размещения мальчиков предлагают слишком большие комнаты, также там нет места для самостоятельных занятий, и для этого предлагают переоборудовать холл. А девочкам в гостинице «Каскад» придется существовать по соседству с посторонними людьми, которые в ней останавливаются.
Гораздо больше импонирует родителям вариант, поступивший со стороны руководства ВолГУ: последние предложили обучать детей на своих площадях, а для их доставки вдобавок к трем лицейским автобусам предоставить еще два, принадлежащих вузу.
– Понимаете, детей нельзя разделять, – объясняет Елена. – В этом учебном заведении очень часто младшие ребята обращаются за помощью к старшим, они разрабатывают совместные проекты, готовят номера. Этот дух, эту атмосферу очень важно сохранить.
Также в ближайшие дни родители должны осмотреть несколько зданий в Кировском районе, которые также предлагают для размещения лицеистов.
– Главное, радует то, что тональность общения с нами поменялась, – поясняет Елена Вершинина.
В региональном комитете по образованию и науке стали прислушиваться к мнению родителей и лицеистов, и рассматривать предлагаемые ими варианты. Также по словам моей собеседницы, их позицию поддержали представители регионального подразделения ОНФ. Со дня на день должно появиться предписание по результатам обращения инициативной группы в областную прокуратуру. Есть информация, что вопрос по «Лидеру» должен обсуждаться и в кабинете губернатора региона.
Меж тем в своей группе в социальной сети в «ВКонтакте» «Подслушано. Лицей «Лидер» лицеисты вместо перекличек по поводу того, кто ушел из того или иного класса, проводившихся всю последнюю неделю, написали, что 1 сентября они идут в лицей».

* * *
Похоже, родителям и ученикам благодаря проявленному единству и солидарности все-таки удастся отстоять свое уникальное учебное заведение. Но вот вопрос, зачем надо было устраивать подобные нервные встряски в преддверии учебного года одаренным детям и их родителям, останется. Ведь буквально за неделю нашлось множество приемлемых вариантов, но чиновники, как всегда пытались решить проблему в приказном и категоричном порядке
Анастасия Франтасова


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here