На поля крестьянско-фермерского хозяйства «Орловское» с руководителем КФХ Сергеем Харитоновым мы отправились на его «УАЗ Патриоте».
– Поддерживаем отечественного производителя, – полушутя, полусерьезно заметил он.
Выяснилось: и остальная техника в хозяйстве российского изготовителя.
– Импортная в обслуживании сложна, особенно сейчас, когда подрос доллар, а в экономику вмешалась политика, – поясняет Сергей Иванович. – А нашу мы, если что случается и сами чиним.
Опыта в этом хозяйству не занимать. Чтобы стало понятно, почему, – небольшой экскурс в историю.
КФХ «Орловское» организовали в свое время братья Харитоновы и муж их сестры Михаил Калмыков. Сегодня в хозяйстве работают трое из братьев – Иван Дмитриевич, Станислав Дмитриевич и Николай Дмитриевич.
хариторов старшие– Нам еще в конце 80-х предлагали перейти на семейный подряд, – вспоминает Станислав Харитонов. – И землю хорошую давали. Могло бы, кстати, и получиться: семья у нас большая, специалисты – на все руки. Но не решились мы тогда.
Выделиться из колхоза пришлось в 1993-м.
– Демократия пошла, – поясняет Иван Дмитриевич, – зарплату перестали платить. Брат и предложил: надо уходить. Так создали свое хозяйство.
– Землю нам выделили – на тебе, как говорится, боже, что мне негоже, – продолжает Станислав Дмитриевич. – А потом еще и интересовались у меня: ну, как работаете? Да ничего, отвечаю, работаем. И культивируете? Конечно. А чем же? Да «подшаманили» тот негодный культиватор, что вы нам выделили.
– Тяжело было, – вздыхает вслед за старшими Николай Дмитриевич. – Потом пошло: купили базу, мельницу, МТМ…
Прошло с тех пор уже больше 20 лет, в хозяйство пришло второе поколение: Роман и Павел Агаповы, Иван Калмыков, Сергей Харитонов, Алексей Артамонов, Сергей Козлов и Сергей Дмитров.
Все – родственники. Все – многостаночники. Сегодня – на тракторе, завтра – на комбайне, а заставит нужна – в ремонтники.
Старший – Сергей Харитонов, профессиональный «сельхозник». Младший – Сергей Дмитров, механизатор новой, постперестроечной волны.
Спрашиваю: «Лет чуть больше двадцати, не хочется поехать в город, где работа полегче, свободного времени побольше?»
Отвечает: «Пробовали – у меня жена там училась. Ничего у нас не получилось. Не могу я в Волгограде, не комфортно мне там».
«А как же жена?»
«У нее, – шутит, – выбора нет: казак должен решение принимать».
Роман Агапов на вопрос: как работается? – отвечает: «Нам – хорошо, с урожаем повезло».
С юмором продолжает: «Только вот выходных нет. Хотели на моря съездить – не получается. К Новому году разве что выберемся».
У Харитоновых-Калмыковых-Агаповых это, похоже, в характере: любую жизненную трудность переводить в шутку. И со стороны создается впечатление, что все у них складывается легко и просто.
На деле, конечно, не так.
– На душе никогда спокойно не бывает, – признается Сергей Харитонов. – Потому что – зона рискованного земледелия. Когда нужен дождь – его нет, когда не нужен – заливает. И ничем помочь не можешь: все ходим под карающим мечом погодных условий. Засуха частенько начинается прямо с весны. И – беспокойство: яровые горят, на парах нет влаги. А в прошлом году была осенняя засуха: часть полей засеяли озимой пшеницей, другую – оставили. Не только о доходах речь: пшеница – она ведь живое существо…
харитонов ожиданиеПавла Агапова и Алексея Артамонова застали в поле, где хозяйство выращивает семенную пшеницу. Зерно созрело – а убирать нельзя: дождик с утра капнул чуть да маленько, а влажность – 14,5 процентов — уже убирать нельзя.
В рабочие моменты вмешивается российская действительность со своими сложностями.
– Государство нам, с одной стороны, помогает, – размышляет Сергей Иванович. – А другой рукой – мешает, когда начинает вмешиваться в ценовую политику. Возьмем хотя бы ту же таможенную пошлину: ввели ее – и зерно стало стоить 8 руб. за килограмм вместо десяти. А дальше начинается цепочка: мы теряем деньги – не можем обновлять технику, «прогорают» заводы-изготовители. В результате страдает то же государство, недополучая налогами.
Добавляет: «По крайней мере, с нашей колокольни так выглядит. С государственной, может, по иному…».
В «Орловском» на государственное мышление не замахиваются: пытаются создать свой мир, в котором комфортно и уютно. Но и это непросто, когда разруха в верхах и в головах.
– Большой минус, что мы в свое время вольно или невольно уничтожили все животноводство, – уверен Сергей Харитонов. – Это привело к полнейшей деградации села. Раньше всем хватало работы, а сейчас – едут в Москву охранниками или не работают вовсе. И то, и другое расхолаживает…
Со стороны видится: такие как Харитоновы-Калмыковы-Агаповы и другие труженики полей удержат на плаву тонущее в трясине село, и накормят хлебом всю страну.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here