Судиться с властью будем по новым правилам
Ровно через два месяца россияне будут судиться со своей властью по КАСу – Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации. Не путать с Кодексом об административных правонарушениях! В КоАП что ни статья – то штраф, которым государство наказывает непослушных граждан. КАС, напротив, предусматривает возможность для граждан наказать нерадивую власть.
О том, что стране необходим закон, регулирующий взаимоотношения населения страны с властью всех уровней, в 2012 году заявили практически одновременно и председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, и Президент РФ Владимир Путин. Кодекс рождался в муках и вызывал много споров: впервые законопроект рассматривали в Госдуме в мае 2013 года, а приняли в третьем чтении только 20 февраля 2015-го.
Как рассказала «ИНТЕРу» Елена Манаенкова, председатель судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда, руководствуясь нормами нового Кодекса, суды будут рассматривать административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и другие.
КАС РФ регулирует также рассмотрение административных дел, связанных с осуществлением судебного контроля за соблюдением прав и свобод граждан и их объединений при реализации публичной властью своих полномочий. Например, о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее структурного подразделения; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в специально предназначенное для этого учреждение и о продлении срока пребывания указанных лиц в таком учреждении; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию (оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях или противотуберкулезную) в недобровольном порядке; о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В принципе, суды и раньше рассматривали такие дела, но в рамках Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выделение их в отдельное административное судопроизводство вызвано необходимостью укрепления норм защиты прав гражданина и организаций в спорах с властными структурами. В административных делах стороны именуются «административный истец» и «административный ответчик»; заявление, поданное «административным истцом», именуется «административное исковое заявление».
Кроме таких «декоративных» изменений есть и принципиальные.
Например, возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства. Так, административное дело о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, если общая сумма задолженности не превышает 20 тысяч рублей, подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в течение 10 дней с момента вынесения судом определения о рассмотрении дела в указанном порядке.
На сокращение сроков судопроизводства нацелены и другие нормы КАС РФ. Так, для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда, по общему правилу, судье теперь предоставлено три дня. КАС РФ закрепил возможность судебного извещения участвующих в деле лиц о дате судебного заседания посредством СМС-сообщения или на адрес электронной почты при наличии их согласия на уведомление таким способом.
В КАС РФ имеются и другие, отличные от ГПК РФ, новеллы. Так, например, решения областных и равных им судов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотренные по первой инстанции, теперь будут обжаловаться в апелляционную инстанцию указанных судов, а не Верховного Суда Российской Федерации, как это было ранее.
В целях обеспечения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, которые занимают неравное положение в публичных правоотношениях, КАС РФ делает акцент на активную роль суда при разрешении дел, что способствует более полному исследованию фактических обстоятельств дела и вынесению законного решения. К примеру, при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика, суд вправе без его согласия привлечь другое лицо в качестве второго административного ответчика.
Еще одно ноу-хау – с 15 сентября 2016 года административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». И это несомненный прогресс.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here